Согласование заключения контракта с единственным поставщиком на основании п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при признании закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся
При признании несостоявшейся закупки закрытым способом, то есть путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса (далее - закрытый конкурс) или закрытого аукциона заказчик в соответствии со ст. 92 Закона N 44-ФЗ вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данной функции федеральным органом исполнительной власти.
Таковым органом в настоящее время является ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании самого этого пункта утвержден приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 (далее - Порядок)*(1).
В соответствии с п. 2 Порядка для получения согласования заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заявитель направляет в ФАС России письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем.
Пункт 4 Порядка предусматривает 2 варианта состава документов и сведений, включаемых в обращение, в зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для признания закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшейся:
- ввиду подачи только одной заявки, признанной соответствующей требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией или документацией о закрытом аукционе (далее - "надлежащая заявка");
- в случае отсутствия надлежащих заявок в принципе.
Если подана только 1 надлежащая заявка на участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе обращение в соответствии с пп. 1 п. 4 Порядка должно включать:
а) копии всех протоколов, составленных в ходе закрытого конкурса или закрытого аукциона;
б) копию письма федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок о согласовании применения закрытого конкурса или закрытого аукциона;
в) дату и номер извещения об осуществлении закупки, размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС) или копии приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе;
г) копию конкурсной документации или документации о закрытом аукционе, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);
д) заявки участников на участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе.
Если не подано ни 1 надлежащей заявки на участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе обращение в соответствии с пп. 2 п. 4 Порядка должно включать:
а) копии всех протоколов, составленных в ходе закрытого конкурса или закрытого аукциона;
б) копию письма федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок о согласовании применения закрытого конкурса или закрытого аукциона;
в) дату и номер извещения о проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона, размещенного в ЕИС, или копии приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе;
г) копию конкурсной документации, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);
д) заявки участников (при наличии) на участие в закрытом конкурсе;
е) информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе) (наименование, место нахождения, ИНН), с которым предполагается заключить контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации;
ж) документ о согласии указываемого в обращении контрагента заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупке и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона или приглашении принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе.
Рассмотрение обращения осуществляется комиссией контрольного органа, формируемой приказом контрольного органа (п. 7 Порядка). В ходе рассмотрения обращения контрольный орган согласно п. 9 Порядка вправе:
1) рассматривать представленные заявителем документы и информацию, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения;
2) приглашать заявителя, участников закупки, оператора электронной площадки;
3) привлекать к рассмотрению обращений экспертов, экспертные организации.
Срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения заказчика (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка).
По результатам рассмотрения обращения комиссия контрольного органа в соответствии с п. 8 Порядка принимает одно из следующих решений:
1) о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом, в том числе с указанием выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которые не повлияли на результат определения контрагента, и необходимости устранения выявленных нарушений при заключении контракта;
2) об отказе в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения контрагента.
Решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом должно содержать мотивированное обоснование такого решения, в том числе указание на выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения контрагента.
В случае выявления при рассмотрении обращения нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок решение комиссии должно содержать выводы о необходимости передачи материалов обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
______________________________
*(1) В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.5 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). До 25.04.2017 таким органом являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой