Запрос котировок по Закону N 44-ФЗ
См. схему проведения запроса котировок |
Согласно ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок (далее - извещение) и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Документация о закупке при проведении запроса котировок заказчиком не составляется.
Условия применения запроса котировок как способа закупки подробно рассмотрены в отдельных материалах.
Запрос котировок проводится в порядке, предусмотренном ст.ст. 73, 74, 77 - 79 Закона N 44-ФЗ. Перечислим основные стадии запроса котировок.
1) Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении запроса котировок, а также проект контракта, заключаемого по его итогам (ч. 1 ст. 74 Закона N 44-ФЗ). Одновременно заказчик вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем 3 лицам (ч. 3 ст. 74 Закона N 44-ФЗ), а в случаях, предусмотренных ст.ст. 75 и 76 Закона N 44-ФЗ, такие запросы направляются обязательно (ч. 4 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
2) В течение указанного в извещении срока участники запроса котировок (далее - участники) направляют заказчику заявки на участие в запросе котировок (далее - заявки) (ч. 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ). При этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок исключительно в случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение (ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ).
В этот период, не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение (ч. 6 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, не позднее чем за 2 дня (календарных, поскольку в законе нет особых указаний о рабочих) до даты окончания срока подачи заявок запрос котировок может быть отменен (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
3) После окончания срока подачи заявок заказчик производит вскрытие конвертов с заявками, открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (далее - открытие доступа к заявкам), рассмотрение и оценку заявок и определяет победителя запроса котировок (далее - победитель) (ст. 78 Закона N 44-ФЗ). Причем в соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона N 44-ФЗ все эти действия должны быть совершены в 1 день. Иными словами в рамках запроса котировок процедуры открытия доступа к заявкам и рассмотрения и оценок заявок, в отличие от торгов, объединены в одну.
На этой стадии запрос котировок может быть признан несостоявшимся, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки или по результатам рассмотрения заявок только 1 заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении (ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). Последствия признания запроса котировок несостоявшимся рассмотрены в отдельном материале.
Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, который составляется в 2 экземплярах и в день его подписания размещается в ЕИС (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Победителем признается участник, подавший заявку, которая соответствует всем установленным в извещении требованиям и содержит наиболее низкую цену товара, работы, услуги (ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
4) Заказчик заключает контракт с победителем. Для этого в течение 2 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок 1 экземпляр протокола передается победителю с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий, предусмотренных извещением и цены, предложенной победителем в заявке (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). В свою очередь победитель обязан в указанный в извещении срок представить заказчику подписанный контракт, а если победителем является юридическое лицо - также 1 из указанных в законе документов. В противном случае победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
5) При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником, предложившим такую же, как и победитель, цену контракта, или предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложения победителя. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе осуществить повторно запрос котировок (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Подробно каждая стадия запроса котировок рассмотрена в отдельном материале.
Взимание платы за участие в запросе котировок в силу ч. 3 ст. 72 Закона N 44-ФЗ не допускается.
Заказчику следует учитывать, что нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов при проведении запроса котировок влечет административную ответственность, установленную ч.ч. 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ. За размещение в ЕИС информации и документов с нарушением иных требований Закона N 44-ФЗ административная ответственность предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, а за неразмещение в ЕИС документов и информации - ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.
Необходимо также иметь в виду, что законом предусмотрены особенности проведения запроса котировок в отдельных ситуациях.
В отношении запроса котировок для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ установлены, во-первых, особые основания для применения (включая изъятие обычного ограничения по сумме, установленного ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ), которые рассмотрены в отдельном материале. Во-вторых, ч. 2 ст. 76 Закона N 44-ФЗ установлены ограничения в отношении заключаемого по его результатам контракта, а именно:
- предмета (продовольствие, средства, необходимые для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан);
- срока действия (не более срока, необходимого для проведения конкурса или электронного аукциона на закупку указанных товаров);
- количества приобретаемых товаров (не более количества, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока).
Отдельные особенности порядка проведения такого запроса котировок приводятся в отдельных материалах об общем порядке проведения запроса котировок.
В отношении запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства ст. 75 Закона N 44-ФЗ установлены изъятия из общих требований к порядку его проведения, учитывающие, что закупка проводится на территории, на которую распространяются законы иного государства. Такие особенности рассмотрены в отдельном материале.
Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера проводится с целым рядом особенностей в части порядка его проведения, установленных ст.ст. 80 - 82 Закона N 44-ФЗ. С определенной точки зрения его даже можно рассматривать как отдельный способ закупки, поскольку для него установлено много особенностей, начиная с проведения только среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прошедших предварительный отбор (что напоминает, скорее, двухэтапный конкурс), и заканчивая возможностью заключения нескольких контрактов по его результатам.
Тема
Порядок проведения отдельных процедур определения контрагентов по Закону N 44-ФЗ
См. также
Условия применения запроса котировок
Извещение о проведении запроса котировок по Закону N 44-ФЗ, запрос о предоставлении котировок
Заявка на участие в запросе котировок по Закону N 44-ФЗ. Порядок подачи
Отмена определения контрагента по Закону N 44-ФЗ
Последствия признания запроса котировок по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся
Порядок проведения запроса котировок. Подборка документов
Закупка в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС по Закону N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой