Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе котировок по Закону N 44-ФЗ (открытие доступа к ним), рассмотрение и оценка этих заявок
Согласно ч. 1 ст. 78 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок (далее - заявка) и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок (далее - извещение).
Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - открытие доступа к заявкам), а также рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день.
Непосредственно перед открытием доступа к заявкам котировочная комиссия обязана объявить присутствующим участникам запроса котировок (далее - участники), о возможности подачи заявок до вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (ч. 3 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что участник запроса котировок вправе изменить (или отозвать) свою заявку на участие в запросе котировок, только если заказчиком были внесены изменения в извещение и только до истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ). Поэтому обязанности котировочной комиссии объявлять о праве участника закупки отозвать или изменить заявку непосредственно перед открытием доступа к заявкам, в отличие, например, от случаев проведения конкурсов, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено (см. разъяснения по вопросу 4 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2435).
В силу ч. 2 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан предоставить возможность всем участникам, подавшим заявки, или представителям этих участников присутствовать при открытии доступа к заявкам (см. также п.п. 48 - 50 письма Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).
Обязанность заказчика предоставить участникам, не подавшим заявки в установленный срок (их представителям), возможность присутствовать при открытии доступа к заявкам Законом N 44-ФЗ не установлена (см. также разъяснения по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2435).
Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи открытия доступа к заявкам. Кроме того, любой участник, присутствующий при этом, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа (ч. 5 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона N 44-ФЗ при открытии доступа к заявкам объявляются:
- информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам;
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
- почтовый адрес каждого участника запроса котировок (далее - участник), конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается;
- предложения о цене контракта, указанные в заявках.
При установлении факта подачи одним участником 2 и более заявок при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны, все заявки, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему (ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Котировочная комиссия в соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ не рассматривает и отклоняет заявки при установлении одного из следующих фактов:
- заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении,
- предложенная в заявке цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении,
- участником не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ.
Отклонение заявок по основаниям, не указанным в ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, в силу этой же нормы не допускается.
Следует также учитывать, что согласно ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем такой процедуры осуществляется в любой момент до заключения контракта. Безусловно, это касается и запроса котировок.
Непосредственно процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок Законом N 44-ФЗ не урегулирована. Полагаем, что в любом случае котировочная комиссия должна проверить соответствие характеристик предлагаемого товара, работ, услуг требованиям, установленным извещением. Также, как следует из сказанного выше, котировочная комиссия вправе проверить достоверность сведений об участнике и о характеристиках товаров, работ, услуг (из открытых источников, например, обратившись к сайтам производителей товара). В случае выявления несоответствия характеристик требованиям, установленным извещением, заявка должна быть отклонена как несоответствующая извещению на основании ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. В случае же выявления недостоверности сообщенных сведений, участник закупки отстраняется от участия в запросе котировок на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если котировочной комиссией:
- отклонены все поданные заявки или
- по результатам рассмотрения заявок только 1 заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении.
Последствия признания запроса котировок несостоявшимся рассмотрены в отдельном материале.
В силу ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ победителем запроса котировок (далее - победитель) признается участник, подавший заявку, которая:
- соответствует всем требованиям, установленным в извещении, а также
- содержит наиболее низкую цену товара, работы или услуги.
При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками победителем признается участник, заявка которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.
Отметим, что наиболее низкая цена должна определяться по сумме, подлежащей уплате по контракту, независимо от включаемых в нее налоговых платежей, в том числе НДС. Применительно конкретно к запросу котировок на это указывается, например, в письме Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2727. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Как указано в ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, который в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в 2 экземплярах, 1 из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты его подписания передается победителю с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в заявке (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). Подробнее требования к составлению протокола рассмотрения и оценки заявок рассматриваются в отдельном материале.
Порядок заключения контракта по результатам состоявшегося запроса котировок также рассматривается в отдельном материале.
Тема
Запрос котировок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок по Закону N 44-ФЗ
Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ
Последствия признания запроса котировок по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой