Заключение контракта по результатам запроса котировок по Закону N 44-ФЗ, уклонение победителя запроса котировок от заключения контракта
По общему правилу, следующему из ч.ч. 8, 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, контракт по результатам запроса котировок заключается с победителем данной процедуры.
В силу ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ победителем запроса котировок (далее - победитель) признается участник, подавший заявку на участие в запросе котировок (далее - заявка), которая отвечает следующим условиям:
- соответствует всем требованиям, установленным в извещении;
- содержит наиболее низкую цену товара, работы или услуги.
При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками победителем признается участник, заявка которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.
Отметим, что наименее низкая цена должна определяться по сумме, подлежащей уплате по контракту, независимо от включаемых в нее налоговых платежей, в том числе НДС. Применительно конкретно к запросу котировок на это указывается, например, в письме Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2727. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Согласно ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения в него, то есть, как следует по контексту, в проект контракта, прилагавшийся к извещению о проведении запроса котировок (далее - извещение) согласно ч. 2 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в заявке. Этот проект в силу той же нормы передается победителю запроса котировок вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок в течение 2 рабочих дней с даты подписания указанного протокола.
Контракт, в силу ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.
Из ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что победитель обязан представить заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении. Представляется очевидным, что при установлении данного срока заказчик должен учитывать требования ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, а также возможность возникновения необходимости заключения контракта с иным участником запроса котировок в случае уклонения от заключения контракта победителя.
В случае, если победитель не представил подписанный им проект контракта и (для юридического лица) вышеназванные документы в указанный срок, он в соответствии с ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта.
В случае признания победителя уклонившимся от заключения контракта, как указано в ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником, предложившим такую же, как и победитель, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем условия, если цена контракта не превышает НМЦК, указанную в извещении. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.
Согласно ч. 14 ст. 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке:
- победителя или
- участника, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя от заключения контракта.
И для заказчика, и для участника заключение контракта на указанных выше условиях обязательно. Иными словами, заказчик обязан направить участнику проект контракта именно с такими условиями, а участник не вправе предлагать изменить эти условия путем представления протокола разногласий.
Однако представление протокола разногласий не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ и для случаев, когда проект контракта составлен заказчиком с отклонением от условий, установленных извещением и заявкой участника. В такой ситуации, по нашему мнению, участник может требовать направления заказчиком надлежащего проекта контракта путем обжалования действий заказчика в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос, нам обнаружить не удалось.
Также отметим, что согласно ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик должен отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Такой протокол должен содержать следующую информацию:
- о месте и времени его составления;
- о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;
- о факте, являющемся основанием для такого отказа;
- реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю, с которым заказчик отказался заключать контракт (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Отказ от заключения контракта с победителем может быть обжалован таким победителем в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в ч. 15 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные ст. 78 Закона N 44-ФЗ сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 78 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
Тема
Запрос котировок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой