Последствия признания запроса котировок по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся
Запрос котировок признается несостоявшимся, если:
- по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (далее - заявка) не подано ни одной заявки или подана только 1 заявка (ч. 6 ст. 77 Закона N 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения заявок котировочной комиссией отклонены все поданные заявки или только 1 заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и извещения о проведении запроса котировок (далее - извещение) (ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Если запрос котировок признан не состоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки (ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ), заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня и в течение 1 рабочего дня после даты окончания срока подачи заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок не менее чем 3 его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги (ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ).
По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 25.06.2015 N Д28и-1916, так как участник закупки вправе подать только 1 заявку на участие в процедуре запроса котировок, а сама процедура еще не завершена и продлевается заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, при продлении срока подачи участник, заявка которого ранее была отклонена, не вправе подать новую заявку (см. также п. 1 письма Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788). Однако полагаем, что до формирования судебной практики вопрос о правомерности повторной подачи заявок в подобной ситуации однозначно решен быть не может.
Если после даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о продлении срока подачи заявок, не подано ни одной заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку (ч. 4 ст. 79 Закона N 44-ФЗ).
Если же после даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о продлении срока подачи заявок, подана только 1 заявка и она признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и извещения, заказчик в силу ч. 3 ст. 79 Закона N 44-ФЗ заключает контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Также согласно ч. 1 ст. 79 Закона N 44-ФЗ заказчик заключает контракт с единственным контрагентом в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
- ч. 6 ст. 77 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (п. 1 ч. 1 ст. 79 Закона N 44-ФЗ);
- ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только 1 заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона N 44-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что заключение контракта с участником запроса котировок, подавшим единственную заявку, признанную соответствующей всем установленным требованиям, для заказчика обязательно (см. об этом также письма Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-12, от 31.12.2014 N Д28И-2923).
Порядок осуществления закупки у единственного контрагента на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при признании запроса котировок несостоявшимся рассмотрен в отдельном материале.
Последствия признания запроса котировок несостоявшимся в соответствии с ч. 6 ст. 77 Закона N 44-ФЗ по причине того, что в течение установленного извещением срока подачи заявок не было подано ни одной заявки, Законом N 44-ФЗ, как ни странно, не установлены. Полагаем, что в этом случае должна применяться по аналогии ч. 4 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, предусматривающая последствия ситуации, когда не было подано ни одной заявки после даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о продлении срока подачи заявок. То есть заказчик должен внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществить закупку.
Отметим, что продлевать срок подачи заявок в такой ситуации неправомерно (см. решение УФАС по Нижегородской области от 15.07.2014 N 796).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой