Особенности проведения запроса котировок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства
Согласно ч. 1 ст. 75 Закона N 44-ФЗ любые заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, для обеспечения такой деятельности вправе проводить закупку товаров, работ, услуг у российских или иностранных поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - контрагент) на территории иностранного государства путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 ст. 75 и ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ (далее - запрос котировок на иностранной территории). Запрос котировок на иностранной территории применяется без ограничений, установленных ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, касающихся начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок (п. 1 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ). Подробнее вопрос об условиях применения такого запроса котировок рассмотрен в отдельном материале.
Прежде всего следует учитывать, что при проведении запроса котировок на иностранной территории размещение в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок (далее - извещение), протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, предусмотренного ст. 78 Закона N 44-ФЗ (далее - протокол), иных предусмотренных Законом N 44-ФЗ информации и документов не требуется (п. 6 ч. 2 ст. 75, п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ).
Тем не менее, сама обязательность размещения извещения в публичном доступе законом для запроса котировок на иностранной территории не исключается. Где именно должно быть размещено извещение, законом не предусмотрено. Допуская возможность применения аналогии с ч. 2 ст. 49, ч. 4 ст. 63 Закона N 44-ФЗ, с поправкой, вытекающей из п. 6 ч. 2 ст. 75, п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, следует полагать, что извещение может быть размещено в средствах массовой информации и (или) на сайтах в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте заказчика. Заметим, что возможно и размещение извещения в ЕИС, поскольку п. 6 ч. 2 ст. 75, п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ только отменяют обязательность такого размещения для случаев запроса котировок на иностранной территории, но не запрещают его для таких случаев вовсе.
При проведении запроса котировок на иностранной территории заказчик в соответствии с ч. 4 ст. 74 Закона N 44-ФЗ обязан направить запрос о предоставлении котировок, предусмотренный этой нормой, не менее чем 3 лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением. В таких запросах, согласно п. 2 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ, заказчик указывает:
- информацию, предусмотренную п.п. 1 - 5 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, то есть информацию, которую должна быть включена в извещение, за исключением информации о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со ст.ст. 28 - 30 Закона N 44-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). При этом к участнику закупки заказчик предъявляет требования, которые установлены к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе с учетом требований законодательства иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет эту закупку (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ);
- информацию о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок (далее - заявка) с использованием любых средств связи и доставки, в том числе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ).
Положения п. 2 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ, не требующей обязательного включения в извещения информации о преимуществах, предоставляемых учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, корреспондирует с указанием п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, что ст.ст. 28, 30 Закона N 44-ФЗ, устанавливающих эти преимущества, при проведении закупок на иностранной территории могут не применяться.
Могут не применяться согласно п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ при запросе котировок на иностранной территории и положения ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требования к содержанию контракта. Это очевидным образом связано с тем, что, как указывается в п. 3 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ, к извещению и к запросам о предоставлении котировок может прилагаться проект контракта, подготовленный с учетом требований законодательства иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет эту закупку. В этой же связи, очевидно, не обязательно в силу п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ применение ст. 36 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требования к банковскому сопровождению контракта.
Однако в силу п. 3 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ при проведении запроса котировок на иностранной территории заказчик вправе устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ или законодательством иностранного государства, на территории которого осуществляется запрос котировок, либо в определенных законодательством иностранного государства случаях не устанавливать такое требование. При этом заказчик должен обосновать в документально оформленном отчете невозможность установления такого требования. При устанавлении требования об обеспечении следует учитывать, что применение положений ст. 45 Закона N 44-ФЗ, в которой предусмотрены требования к банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта, не обязательно (п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, при проведении запроса котировок на иностранной территории согласно п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ заказчиками могут не применяться положения ст. 36 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей правила отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно п. 4 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить проведение запроса котировок до заключения контракта, что, по нашему мнению, по контексту данной нормы значит - за любой период времени до указанного момента.
Все поданные заявки независимо от средств связи и доставки, посредством которых такие заявки поданы, рассматриваются в соответствии с требованиями ст. 78 Закона N 44-ФЗ. При этом заказчик не вправе отклонять такие заявки по причине их несоответствия положениям ч. 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требование подачи заявок в письменной форме в запечатанном конверте (п. 5 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ).
В связи с отсутствием обязанности размещения протокола рассмотрения и оценки заявок в ЕИС, п. 7 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ устанавливает специальный срок для заключения контракта с победителем запроса котировок - не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола.
Наконец, ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ освобождает заказчика от обязанности передавать сведения о контрактах, заключенных по результатам запроса котировок на иностранной территории, в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой