Планирование закупок
Как Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливают определенные требования к планированию осуществляемых в соответствии с их положениями закупок. Оба закона требуют размещения информации о планируемых закупках в публичном доступе - в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) (см. п.п. 1 - 3 ч. 3 ст. 4, ч. 9 ст. 17, ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Однако Закон N 44-ФЗ регулирует планирование закупок более строго, устанавливая:
- требование составления двух документов, содержащих информацию о намерениях заказчика в отношении закупок - плана закупок и плана-графика - различной степени детализации;
- ограничения основания изменения указанных документов,
- строго определенные сроки размещения в ЕИС этих документов и изменений в них;
- требование определения закупок и их объектов стандартными обозначениями (идентификационный код закупки, наименование, предусмотренное каталогом);
- требование включения в эти документы обоснования закупок;
- возможность нормирования некоторых категорий закупок;
- возможность обязательного общественного обсуждения отдельных закупок.
Закон N 223-ФЗ регулирует планирование закупок более мягко, требуя лишь утверждения плана закупки товаров, работ, услуг и отдельного плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, в котором фактически дублируется часть информации из плана закупки. Большая часть регулирования процессов формирования, утверждения и изменения указанных документов отнесена на усмотрение самого заказчика, который может включить соответствующие условия в положение о закупке. Требований обоснования закупок и их общественного обсуждения, которое могло бы иметь юридические последствия, Закон N 223-ФЗ не устанавливает.
Подробнее вышеуказанные вопросы в части требований, установленных законом к порядку формирования документов по планированию закупок, размещения их в ЕИС, внесения изменений в эти документы, применения требований к процессу планирования, рассматриваются в отдельных материалах.
Следует заметить, что отдельные заказчики в некоторых случаях могут руководствоваться Законом N 44-ФЗ при совершении одних закупок и Законом N 223-ФЗ - при совершении других, в связи с чем встает вопрос о применении норм о планировании закупок одного или другого закона. При этом, по нашему мнению, нужно исходить, прежде всего, из того, что, из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, заказчики осуществляют закупки в соответствии либо с одним из этих законов, либо с другим. Соответственно, они должны формировать одновременно план закупок и план-график по Закону N 44-ФЗ - в части закупок, осуществляемых в соответствии с этим Законом, и план закупки и план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону N 223-ФЗ - в части закупок, осуществляемых в соответствии с этим Законом.
На наш взгляд, в отношении бюджетных учреждений и унитарных предприятий, это прямо следует из ч.ч. 1 - 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (см. также разъяснения по вопросу 1.2 - 1.5, 4.4. в письме Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757). То же можно сказать в отношении автономных учреждений, осуществляющих по Закону N 44-ФЗ закупки, указанные в ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, поскольку сама ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ указывает, что на такие закупки распространяется, в том числе, и п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предусматривающий применение норм этого Закона при планировании закупок. Тем более очевидна необходимость планирования в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупок, проводимых указанными организациями согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ от имени государственных или муниципальных заказчиков (см. также письма Минэкономразвития России от 09.06.2015 N Д28и-1643, от 15.07.2015 N Д28и-2048).
Несколько сложнее обстоит вопрос с иными юридическими лицами, руководствующимися по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но обязанными применять Закон N 44-ФЗ в силу ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок за счет средств, предоставленных им в виде бюджетных инвестиций при реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. Согласно самой ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ на указанные юридические лица при осуществлении описанных закупок распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. С учетом п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ следует вывод, что такие закупки полностью исключаются из сферы действия этого Закона, однако в данном случае Закон N 44-ФЗ не определяет, какие именно его нормы должны применяться к этим закупкам, относя решение этого вопроса на соответствующие договоры. По логике это должно относиться и к обязанности планирования закупок. Вместе с тем пп. "е" п. 3 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 на основании ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ указывает, что в соответствии с ними общественное обсуждение, которое проходит в рамках планирования закупок, проводится и юридическими лицами, осуществляющими закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ в силу ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, без оговорки об обусловленности этого включением соответствующего условия в вышеуказанные договоры. С другой стороны, согласно п. 6 тех же Правил указанные лица проводят обязательное общественное обсуждение начиная со второго этапа в соответствии с п.п. 33 - 39 данных Правил, то есть с момента размещения извещения об осуществлении закупки. Отсюда можно сделать вывод, что юридическими лицами, осуществляющими закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ в силу ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, планы закупок и планы-графики, являющиеся ключевыми элементами системы планирования закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, не формируются. В письме Минфина России от 21.07.2017 N 24-01-10/38885 также указано, что нормами Закона N 44-ФЗ не установлена обязанность по осуществлению планирования закупок для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах