Внесение изменений в план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
Случаи внесения заказчиком изменений в план-график перечислены в ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме план-график подлежит изменению в случаях:
- внесения изменения в план закупок, предусмотренный ст. 17 Закона N 44-ФЗ (абзац первый ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);
- увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент, НМЦК) (п. 1 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);
Вносить изменения в план-график нужно и в том случае, если НМЦК, указанная в плане-графике, отличается от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), менее чем на 10% (см. письмо Минэкономразвития России от 20.02.2017 N Д28и-694).
- изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса (п. 2 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);
- изменения даты начала закупки и (или) способа определения контрагента (п. 3 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);
- отмены заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком (п. 3 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);
- реализации решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона N 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок (п. 4 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);
- в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч.ч. 4 и 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, то есть в случаях, предусмотренных Правилами формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее - Правила), а также в случаях, указанных в нормативных актах, принятых в соответствии с Требованиями к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования) (п. 5 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Правилами и Требованиями установлены следующие дополнительные основания для внесения изменений в план-график:
- изменение объема и (или) стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленное в результате подготовки к осуществлению закупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с НМЦК, предусмотренной планом-графиком, становится невозможной (пп. "а" п. 8 Правил, пп "а" п. 10 Требований);
- использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки (пп. "г" п. 8 Правил, пп. "г" п. 10 Требований);
- выдача предписания органами контроля, определенными ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в том числе об аннулировании процедуры определения контрагента (пп. "д" п. 8 Правил, пп. "д" п. 10 Требований;)
- возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно (пп. "ж" п. 8 Правил, пп. "ж" п. 10 Требований).
Изменение планов-графиков закупок для нужд субъекта РФ, муниципального образования возможно также в иных случаях, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией в порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков (пп. "з" п. 10 Требований).
Как указано в ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом.
Как показывает правоприменительная практика, решая вопрос о привлечении заказчика к ответственности, контролирующие органы исчисляют упомянутый десятидневный срок с момента размещения изменений в план-график в ЕИС, а до ввода ЕИС - на официальном сайте (см., например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 08.09.2016 N 44-3377/16, решение ФАС от 05.08.2015 N К-937/15, решение УФАС по Челябинской области от 08.07.2016 N 508-ж/2016, решение УФАС по Челябинской области от 01.07.2016 N 490, смотрите также п. 17 Вопросов-ответов с официального сайта УФАС по Кировской области за февраль 2015 г.).
Заметим, что ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ не предусматривает ситуации, когда не происходит ни размещения извещения в ЕИС, ни направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом.
При этом согласно п. 9 Правил, п. 11 Требований если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение в ЕИС извещения или направление приглашения принять участие в определении контрагента, то внесение изменений осуществляется не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (см. также письмо Минэкономразвития России от 04.04.2017 N Д28и-1500, письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37715).
Следует заметить, что в данном случае срок для внесения изменений по сути остается определенным ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ (10 дней), а момент отсчета для исчисления срока определен так же, как и в ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, моментом начала закупки (см. п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, можно говорить об устранении подзаконными актами пробела в законодательстве.
Кроме того, п. 10 Правил и п. 12 Требований установлены исключения в отношении срока внесения изменений в планы-графики, в соответствии с которыми внесение таких изменений осуществляется:
- в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, в случае осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона N 44-ФЗ;
- не позднее чем за 1 день до даты заключения контракта, в случае осуществления закупки у единственного контрагента в соответствии с п. 9 (также для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) и 28 (закупка лекарственных средств для лечения в экстренных ситуациях) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Вынуждены заметить, что ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, устанавливая срок для внесения изменений в план-график, не предусматривает возможности установления иных сроков в порядке исключения, хотя очевидно, что при закупках, указанных в п. 10 Правил и п. 12 Требований, срок в 10 дней для внесения изменений в план-график может быть чрезмерным по объективным причинам.
Внесенные в утвержденный заказчиком план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
За нарушение срока утверждения вносимых в план-график изменений, а также срока размещения внесенных в план-график изменений в ЕИС ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ установлена административная ответственность. Кроме того, ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение в ЕИС извещения или направление приглашения принять участие в определении контрагента ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки.
Тема
План-график при закупках по Закону N 44-ФЗ
См. также
Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ
Отмена определения контрагента по Закону N 44-ФЗ
Обязательное общественное обсуждение закупок по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой