Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ
Под нормированием в сфере закупок (далее - нормирование закупок) в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ понимается установление:
- требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг), то есть определение того, какие товары (работы, услуги) могут закупаться, и (или)
- нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ), то есть определение того, сколько средств заказчики могут потратить на закупку для обеспечения их нужд.
Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам для целей нормирования в сфере закупок понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
Закон не устанавливает критериев определения случаев, когда могут или должны устанавливаться требования к товарам (работам, услугам), а когда - нормативные затраты. Соответственно, это относится на усмотрение государственных органов, уполномоченных на установление требований по нормированию закупок.
Общие правила нормирования закупок в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливает Правительство РФ. К таким общим правилам согласно этой норме относятся, в том числе:
1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. В настоящее время такие общие требования утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476;
2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). В настоящее время утверждены:
Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926);
Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047).
Правила нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее - правила нормирования) на основании ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливают в соответствии с вышеназванными общими правилами нормирования само Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации, в том числе:
- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). На федеральном уровне в настоящее время постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 N 479 утверждены Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
- правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). На федеральном уровне в настоящее время утверждены:
Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927);
Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084).
Наконец, на основании вышеназванных правил нормирования согласно ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений. Разъяснения некоторых вопросов, связанных с разработкой вышеназванных требований и нормативных затрат, дается в письмах Минфина России от 10.12.2014 N 02-02-08/63692, от 26.01.2015 N 02-02-06/2212, от 25.02.2015 N 02-02-06/9388.
В настоящее время различными органами принят целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих вышеназванные нормативные затраты.
Правила нормирования, утвержденные в соответствии с ними требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты подлежат размещению в единой информационной системе (ч. 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
В случае, если в рамках нормирования закупок установлены предельные цены товаров, работ, услуг, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которого является приобретение таких товаров, работ, услуг, определяется с применением в обязательном порядке нормативного метода (ч.ч. 1, 6, 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), который рассмотрен в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах