Обязательное общественное обсуждение закупок по Закону N 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена, цена контракта по которым превышает 1 миллиард рублей, в 2014 - 2015 годах
В настоящем материале рассматривается действовавший в 2014 - 2015 годах порядок обязательного общественного обсуждения закупок (далее - обсуждение), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10.10.2013 N 578 (далее - Порядок), на основании п. 5 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 в редакции, действовавшей до 25.04.2017.
Порядок распространялся на всех заказчиков, на которых распространяется целиком или частично действие Закона N 44-ФЗ (п. 1.2 Порядка).
Обсуждение в соответствии с Порядком проводилось во всех случаях закупки, при которых начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, превышала 1 миллиард рублей, за исключением случаев планирования и осуществления:
- закупок с применением закрытых способов определения контрагентов (пп. 1 п. 1.4 Порядка);
- закупок у единственного контрагента, определенного указом или распоряжением Президента РФ постановлением или распоряжением Правительства РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (пп. 3 п. 1.4 Порядка);
- повторного конкурса, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случае признания несостоявшейся закупки открытым конкурентным способом (п. 1.5 Порядка).
Поскольку каких-либо иных исключений не было установлено, во всех остальных случаях закупки, при которых начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, превышала 1 миллиард рублей, общественное обсуждение было обязательно.
Участниками общественного обсуждения могли выступать на равных условиях любые юридические и физические лица, государственные органы и органы местного самоуправления (п. 1.3 Порядка). Однако для участия в обсуждении на официальном сайте была необходима регистрация на нем (п. 1.7 Порядка).
Обсуждение проводилось в соответствующем разделе официального сайта РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт)*(1), а также в виде очных публичных слушаний в случаях, предусмотренных Порядком (п. 1.6 данного Порядка).
Обсуждение проводилось в два этапа (п. 1.13 Порядка). Очевидно, что второй этап проводился только в том случае, если по итогам первого этапа заказчиком на основании п. 5 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и соответствующих норм Порядка не принималось решение об отмене закупки.
На первом этапе проводилось обсуждение информации о закупке, включенной в план-график. Этот этап проводился на официальном сайте и в рамках очных публичных слушаний (п. 2.1 Порядка). Он начинался с даты размещения на официальном сайте плана-графика (п. 2.1 Порядка). Обсуждение на официальном сайте проводилось в течение не менее 20 дней с даты размещения заказчиком на официальном сайте плана-графика, содержащего информацию о закупках, подлежащих обсуждению (п. 2.2 Порядка), после чего в срок не позднее 10 дней проводились очные публичные слушания (п. 2.5 Порядка).
На втором этапе проводилось обсуждение информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке. Второй этап обсуждения проводился на официальном сайте (п. 3.1 Порядка). Он начинался с даты размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки и документации о закупке (п. 3.1 Порядка) и завершался за 3 дня до даты, не позднее которой определение контрагента может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона N 44-ФЗ (п. 3.2 Порядка), то есть, с учетом ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ, не позднее чем за 8 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
На все замечания и предложения, поступившие на обоих этапах обсуждения через официальный сайт, заказчик был обязан дать ответ также на официальном сайте в течение 2 дней (п.п. 2.4, 3.4 Порядка). На замечания и предложения, поступающие в ходе очных публичных слушаний в рамках первого этапа обсуждения, ответы давались - по контексту норм - незамедлительно по поступлении в устной форме, но под аудиозапись и под запись в протокол (п.п. 2.13, 2.14, 2.16 Порядка).
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по результатам обсуждения, предусмотренного этим пунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены.
Как было указано в п.п. 2.15, 3.5 Порядка, по результатам каждого этапа обсуждения заказчиком принималось одно из следующих решений:
1) об отмене проведения закупки;
2) о продолжении подготовки к проведению закупки или проведения закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;
3) о продолжении подготовки к проведению закупки или проведения закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план-график или извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.
Условия для принятия какого-либо из этих вариантов не были описаны. Соответственно, обоснование выбора одного из этих решений заказчик должен был формировать самостоятельно, исходя из установленных законом требований к закупкам, логики и здравого смысла.
В течение 2 дней по окончании каждого этапа обсуждения в отношении каждой подлежащей обсуждению закупки заказчик размещал на официальном сайте протокол соответствующего этапа, который должен был содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа, а также принятое заказчиком решение, избранное из описанных выше (п.п. 2.16, 3.6 Порядка). Такие протоколы направлялись в органы контроля в сфере закупок, определенные в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Организационные и технические аспекты обсуждения, в том числе в части функционирования официального сайта, в рамках настоящей Энциклопедии не рассматриваются.
______________________________
*(1) По смыслу ч.ч. 2, 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ официальный сайт использовался для размещения информации о закупках и документов, содержащих такую информацию, до момента ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах