Организация закупок заказчиком
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), помимо регулирования выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) и порядка их проведения, требований к форме, содержанию контракта, порядку его исполнения, изменения и расторжения, предъявляет также определенные требования к организации процесса закупок.
Эти требования можно разделить на три категории:
1) требования к организации процесса закупок внутри организации-заказчика;
2) требования к организации закупок для нужд нескольких заказчиков;
3) установление требований к привлечению к осуществлению закупок сторонних, третьих (по отношению к заказчику и его контрагенту по контракту) лиц.
К требованиям к организации процесса закупок внутри организации-заказчика следует отнести:
- обязанность создания контрактной службы для определенной категории заказчиков и назначения контрактного управляющего - для всех остальных (ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
- обязанность создания комиссии по осуществлению закупок, установленную для всех заказчиков (ст. 39 Закона N 44-ФЗ);
- право (но не обязанность) заказчика создать комиссию для приемки товаров, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых по контракту (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что не следует смешивать контрактную службу и комиссию по осуществлению закупок. В соответствии с законом это 2 разных органа, каждый из которых действует на основании самостоятельного локального нормативного акта (ср. ч. 3 ст. 38 и ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ) и выполняет собственные функции, определяемые ч. 4 ст. 38 и ч.ч. 1, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ и отдельными нормами этого Закона, касающимися работы комиссий по осуществлению закупок. Контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет общее обеспечение закупочной деятельности в целом, в том числе "технические" функции по проведению процедуры определения контрагента (размещение извещения об осуществлении закупки, направление приглашения принять участие в закупке и т.п.). Комиссия же по осуществлению закупок действует только в рамках непосредственно проведения определения контрагента конкурентными способами, выполняя строго определенные функции по рассмотрению и оценке заявок, определению победителя соответствующей процедуры. Вместе с тем, закон не запрещает совмещение одними и теми же лицами, работниками заказчика, выполнения функций членов обоих органов (см. письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974), и фактически они могут состоять из одних и тех же лиц. То же касается и приемочной комиссии.
Закупки для нужд нескольких заказчиков могут осуществляться в рамках:
- централизованных закупок, проводимых уполномоченными органами или уполномоченными учреждениями на основании нормативных правовых актов с учетом требований ст. 26 Закона N 44-ФЗ,
- совместных торгов, проводимых по договоренности между несколькими заказчиками одним из них (организатором торгов), требования к которым установлены ст. 25 Закона N 44-ФЗ.
Из числа третьих лиц, которые могут быть привлечены к осуществлению закупок, законом установлены требования к привлечению:
- специализированных организаций (ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
- операторов электронных торговых площадок. Исходя из указаний ч. 4 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, Правительством РФ должны быть установлены определенные требования к операторам (в рамках порядка и условий их отбора), а федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - единые требования к осуществлению их функций. Однако в настоящее время таких требований не установлено. Согласно ч. 10 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, электронные аукционы проводятся на ранее прошедших отбор электронных площадках в прежнем порядке;
- экспертов, экспертных организаций (ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
Обратим внимание, что к третьим лицам, привлекаемым к осуществлению закупок, можно отнести и иных лиц, например, выполняющих часть обязанностей заказчика в рамках исполнения контракта, в частности, по приемке товаров, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых по контракту, или иные функции (например, технический заказчик при строительстве - п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Однако требования к таким лицам, порядок их привлечения Закон N 44-ФЗ не устанавливает. Очевидно, что привлечение таких лиц должно осуществляться в ходе закупки, осуществляемой в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, как, впрочем, и экспертов, экспертных организаций, а также и специализированных организаций (ч. 2 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). Требования же к таким лицам в любом случае могут быть установлены гражданским и (или) административным законодательством и предъявлены заказчиком при определении контрагента (см. п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Вышеназванные требования, установленные Законом N 44-ФЗ, рассматриваются в отдельных материалах.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) вышеуказанные вопросы напрямую не регулирует. Согласно общему принципу большая часть регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с этим Законом, относится на локальные нормативные акты, утверждаемые самим заказчиком, в первую очередь - на положение о закупке. Однако следует учесть, во-первых, что ряд заказчиков, руководствующихся по общему правилу этим Законом, могут в ряде случаев одновременно применять и нормы Закона N 44-ФЗ, в том числе касающиеся организации процесса закупок. А бюджетные учреждения, руководствующиеся по общему правилу Законом N 44-ФЗ, а потому и обязанные соблюдать его требования по организации процесса закупок, напротив, вправе совершать часть закупок, осуществляемых за счет определенных законом источников финансирования, в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В связи с этим представляется, что, например, органы, которые в любом случае должны быть созданы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, логично использовать в аналогичных целях и с аналогичными функциями для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Во-вторых, представляется, что в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ.
Подробнее данные вопросы рассмотрены в отдельном материале.
Тема
Государственные и корпоративные закупки
См. также
Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий
Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ
Приемочная комиссия (комиссия по приемке исполнения по контракту) по Закону N 44-ФЗ
Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ
Совместные торги по Закону N 44-ФЗ
Специализированная организация, привлекаемая при закупках по Закону N 44-ФЗ
Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ
Организация закупок по Закону N 223-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах