Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ
Статьей 26 Закона N 44-ФЗ определены условия централизации закупок, то есть передачи части полномочий по осуществлению закупки в пользу нескольких заказчиков одному государственному или муниципальному органу либо казенному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями (далее - уполномоченный заказчик).
Согласно ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:
- осуществление данными органами полномочий на определение контрагентов для соответствующих заказчиков (пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
- осуществление данными органами полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков (пп. "б" ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
- наделение уполномоченных заказчиков полномочиями на определение контрагентов для соответствующих заказчиков (п. 2 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
- наделение уполномоченных заказчиков полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков (п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
- осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (п. 4 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Централизация закупок является единственным основанием для проведения государственными и муниципальными органами закупок для подведомственных им органов и учреждений. Иное, в частности закупка для подведомственных учреждений с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания противоречит бюджетному законодательству (см. письмо Минфина России от 22.04.2014 N 02-01-09/18696, письмо Минэкономразвития России от 10.11.2014 N Д28и-2450, письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 04.12.2014 NN 30338-ЕЕ/Д28и, 02-01-09/64023).
Исходя из ч.ч. 1 - 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ централизация закупок вводится в двух основных вариантах:
1) По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, уполномоченные заказчики наделяются полномочиями на определение контрагентов для заказчиков. Возлагать на уполномоченных заказчиков полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта в этом случае не допускается. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены контрагенты. Для исполнения указанных полномочий в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут быть созданы один или несколько уполномоченных заказчиков, либо указанные полномочия могут быть возложены на один или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.
2) В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ уполномоченные заказчики могут быть наделены как полномочиями на определение контрагентов в отношении заказчиков, включая бюджетные учреждения, унитарные предприятия, так и полномочиями на планирование закупок, определение контрагентов, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты в отношении государственных или муниципальных заказчиков - органов власти и казенных учреждений (см. также п.п. 5 - 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Системный анализ ч.ч. 1 - 3, 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ показывает, что в отношении бюджетных учреждений, унитарных предприятий уполномоченному органу или учреждению в принципе могут быть переданы только полномочия по определению контрагентов (см. также письма Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2110, от 07.07.2015 N Д28и-2022).
Полномочия в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ могут возлагаться:
- Президентом РФ, Правительством РФ - на один или несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений в отношении нескольких федеральных государственных заказчиков, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - на один или несколько органов исполнительной власти субъекта РФ, казенных учреждений субъекта РФ в отношении государственных заказчиков субъекта РФ, бюджетных учреждений и унитарных предприятий субъекта РФ;
- местной администрацией - на один или несколько муниципальных органов, муниципальных казенных учреждений в отношении муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.
Хотя в ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ прямо на это не указывается, полагаем очевидным, что объем полномочий по определению контрагента согласно этим нормам устанавливается с теми же ограничениями, что и согласно ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ.
Разграничение функций между заказчиками и уполномоченными заказчиками при централизации закупок рассматривается в отдельном материале.
Как видно из вышесказанного, по общему правилу централизация закупок осуществляется в отношении заказчиков, имущество которых находится в собственности публично-правовых образований одного уровня - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Однако возможна также и "межуровневая" централизация. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Тема
Организация закупок заказчиком
См. также
Централизация закупок по Закону N 44-ФЗ заказчиков, финансируемых из бюджетов различных уровней
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
Централизованные закупки. Подборка документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах