Совместные торги по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении 2 и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (далее также - торги).
В п. 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) разъяснено, что для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.
В названном пункте рассматривается ситуация, когда суд признал, что наличие у заказчиков единой цели (в данном случае - оборудование учебных классов комплексами интерактивного и компьютерного оборудования) не является достаточным основанием для проведения ими совместных торгов.
По мнению ФАС России, реализация права заказчиков на проведение совместных торгов не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков. Поэтому проведение совместных торгов заказчиками, расположенными в разных районах одного субъекта РФ, не имеющих общих территориальных границ, не является нарушением Закона N 44-ФЗ (см. Разъяснения ФАС России от 16.02.2018).
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов определяются соглашением, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 44-ФЗ. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Правила) утверждены на основании ч. 5 ст. 25 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088.
Организатором совместных торгов (далее - организатор) - лицом, организующим и проводящим такие торги, согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Правил по соглашению о проведении совместных торгов могут выступать:
- уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, наделенный(-ое) соответствующими полномочиями в рамках централизации закупок в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ;
- один из заказчиков - участников указанного соглашения.
Необходимо учитывать следующее.
Во-первых, совместные торги являются не самостоятельным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагентов), а лишь организационной формой, в которой могут проводиться торги (но не иные конкурентные способы определения контрагентов), предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. При этом ограничений по видам конкурсов и аукционов, которые могут проводиться совместно, ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не устанавливают. Следовательно, любой из перечисленных в ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ видов конкурсов (в том числе и конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) может быть проведен совместно. Это видно и из п. 7 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ и пп. "б" п. 6 Правил, где говорится о совместном закрытом конкурсе (закрытом аукционе).
Отсюда же вытекает, что совместные торги проводятся в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для соответствующих видов конкурса или аукциона, с учетом особенностей, установленных Правилами (п. 5 Правил).
Во-вторых, хотя организатором может выступать уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, совместные торги не следует смешивать с централизованными закупками, проводимыми в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ на основании соответствующих нормативных правовых актов, а не соглашений. Отметим, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение контрагентов, может выступать стороной соглашения о проведении совместных торгов только в качестве организатора (п. 3 Правил).
Также не следует смешивать передачу полномочий для проведения совместных торгов несколькими заказчиками одному из них с привлечением специализированной организации в соответствии со ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Специализированная организация, в роли которой может выступать и другой заказчик, привлекается по контракту одним конкретным заказчиком для выполнения исключительно "технических", организационных функций, обеспечивающих проведение определения контрагента.
Подробнее о централизованных закупках и специализированной организации смотрите в отдельных материалах.
В-третьих, совместно проводится именно процедура торгов, то есть определение контрагента. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком (ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Правил). Также самостоятельно осуществляется заказчиками принятие решения о заключении контракта с единственным контрагентом и согласование такого решения (при необходимости) в соответствии с Законом N 44-ФЗ при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ (п. 9 Правил, см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-144).
Соглашение о проведении совместных торгов должно быть заключено до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее - документация) (п. 3 Правил).
Обязательные условия соглашения о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, хотя в ней самой и указано, что перечень не исчерпывающий и стороны соглашения могут согласовать и иные условия (п. 12 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, по сути обязательные условия соглашения о совместных торгах в части обязанностей и полномочий организатора (п. 5 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ) определяются перечнем таких обязанностей и полномочий, данным в п. 6 Правил. Этот перечень также не является исчерпывающим (см. пп. "з" п. 6 Правил), однако он определяет минимальный объем полномочий, передаваемых организатору другими участниками соглашения об их проведении.
Наконец, ч. 4 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил императивно установлено, что стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) каждого заказчика в общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся совместные торги.
Подробнее обязательные требования к содержанию соглашения о проведении совместных торгов, к определению обязанностей и полномочий организатора рассмотрены в отдельном материале.
После подписания соглашения о проведении совместных торгов заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора (п. 4 Правил, по данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 26.06.2015 N Д28и-1944).
Как указано в разъяснениях по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 14.04.2017 N Д28и-1662, каждый заказчик формирует идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422, а организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. При этом в извещении указывается ИКЗ каждого заказчика.
Также отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат положений, которые бы ограничивали возможность проведения совместных торгов исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Однако при этом необходимо учитывать ограничение, предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, согласно которому НМЦК при закупке в таком порядке не должна превышать 20 миллионов рублей. По нашему мнению, при проведении совместных торгов данное ограничение должно применяться к общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся такие торги. Подробнее аргументацию в пользу этой точки зрения смотрите в следующем материале.
Тема
Организация закупок заказчиком
См. также
Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ
Специализированная организация, привлекаемая при закупках по Закону N 44-ФЗ
Электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
Закрытый аукцион по Закону N 44-ФЗ
Совместные закупки (конкурсы и аукционы). Подборка документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах