Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также - эксперты) - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.
По контексту приведенной нормы и норм ст. 41 Закона N 44-ФЗ очевидно, что под экспертами, экспертными организациями в Законе N 44-ФЗ понимаются третьи по отношению к заказчику и любому его контрагенту лица. При этом, поскольку эксперты действуют на основании договора, то есть заключаемого заказчиком контракта (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), привлечение экспертов, безусловно, должно осуществляться в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. В частности, на это прямо указывается в ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо особенностей закупки при отборе именно экспертов, помимо вышеуказанных ограничений, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, и предъявляются заказчиком к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе, приведен ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы. В частности, к экспертизе не допускаются работники заказчика (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, за указанными исключениями, которые подробнее рассмотрены в отдельном материале, в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58).
Согласно ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Привлечение экспертов обязательно только для экспертизы поставленного по контракту товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случаях, предусмотренных ч.ч. 4, 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Привлечение экспертов для экспертизы поставленного по контракту товара, выполненной работы или оказанной услуги во всех прочих случаях является правом заказчика (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Также ст. 58 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика привлекать экспертов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса оценки их соответствия дополнительным требованиям.
Для проведения экспертизы эксперты имеют право запрашивать у заказчика, контрагента дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41, ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Результаты экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Форма такого заключения законом не предусмотрена, соответственно, оно оформляется в произвольной форме. Из указания п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что и в иных случаях результаты экспертизы оформляются в виде письменного заключения. При этом очевидно, что заключение в любом случае должно быть объективным, обоснованным и соответствующим законодательству РФ.
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Следует заметить, что законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за заведомо ложные заключения экспертов только для отдельных случаев (ст. 19.26 КоАП РФ). Поэтому, полагаем, что по общему правилу следует исходить из того, что речь идет в первую очередь о гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде возмещения убытков (ст.ст. 393, 393.1, 394 ГК РФ). Административная ответственность, помимо описанных случаев, так же как и уголовная ответственность может наступить в том случае, если решения, принятые заказчиком на основании экспертного заключения в отношении предмета контракта, в том числе приемка товаров, результатов работ, услуг, привели к наступлению последствий, подпадающих под определение состава административного правонарушения или уголовного преступления.
Тема
Организация закупок заказчиком
См. также
Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ
Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения
Эксперты, экспертные организации. Подборка документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах