Организация закупок по Закону N 223-ФЗ
Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не регулирует вопросы организации закупок, не требует от заказчика создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего, формирования комиссий по осуществлению закупки, вопросов централизации закупок и совместного проведения торгов, привлечения третьих лиц к организации определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее - контрагент). Согласно общему принципу большая часть регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, относится на усмотрение самого заказчика, принимающего соответствующие локальные нормативные акты, в первую очередь - положение о закупках (письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).
При этом, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из того, что, из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, заказчики осуществляют закупки в соответствии либо с одним из этих законов, либо с другим. Соответственно, если бюджетное учреждение в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ утверждает положение о закупке и проводит закупки за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то на такие закупки распространяется только требования Закона N 223-ФЗ, требования же Закона N 44-ФЗ, в том числе связанные с организацией закупок, не применяются. То же относится и к обратной ситуации, то есть к организациям, руководствующимся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но применяющим одновременно нормы Закона N 44-ФЗ в отношении закупок, указанных в ч.ч. 4 - 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Во-первых, представляется, что заказчикам, которые применяют одновременно Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ логично использовать, например, органы, которые в любом случае должны быть созданы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, - контрактную службу (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок в аналогичных целях и с аналогичными функциями для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Во-вторых, в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-16.
Формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего может быть признано целесообразным, например, для определения лиц, ответственных за соблюдение при проведении закупок требований закона и локальных нормативных актов, прежде всего - положения о закупке. В связи с этим отметим, что лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (см. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Из приведенного выше Примечания к ст. 2.4 КоАП РФ можно также сделать вывод, что создание комиссий по осуществлению закупок при закупках по Закону N 223-ФЗ предполагается. Это можно заключить также из п. 4 ст. 447 ГК РФ, которая может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ, и ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (см. также письмо Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-54). И хотя строго формально отказ от формирования таких комиссий (единой комиссии) не будет являться нарушением законодательства, их (ее) формирование также может быть признано целесообразным.
Что касается возможности проведения централизации закупок, проведения совместных торгов, привлечения специализированной организации, то Законом N 223-ФЗ это не предусмотрено, но и не запрещено. В качестве правового основания для применения в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ этих институтов можно рассматривать указание п. 2 ст. 447 ГК РФ, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Данная норма также может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ.
Соответственно, поскольку Законом N 223-ФЗ иного не предусмотрено, любой заказчик, руководствующийся этим законом, может привлечь специализированную организацию в качестве организатора торгов, а несколько заказчиков могут заключить соглашение о проведении совместных торгов, организатором которых может выступить один из них или иное лицо, привлекаемое к заключению указанного соглашения именно в качестве организатора (специализированная организация). При этом законодательство не устанавливает каких-либо требований к специализированной организации, а потому этой роли может выступать практически любое юридическое лицо (что является синонимом "организации" - см. п. 1 ст. 48, ст. 50 ГК РФ).
Несколько сложнее обстоит дело с централизацией закупок по Закону N 223-ФЗ. В Законе N 44-ФЗ под централизованными закупками понимаются закупки в интересах нескольких заказчиком, полномочия по проведению которых полностью или частично передаются одному заказчику - уполномоченному заказчику на основании нормативного правового акта (ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Очевидно, что такая централизация может осуществляться только в отношении субъектов, отношения которых основаны, помимо прочего, на административном подчинении, и не может иметь места в отношениях, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Вместе с тем лицо, которое фактически может определять решения заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (например, материнская организация, владеющая контрольными пакетами акций (большей частью долей) других организаций), вполне может определить некоторых из них в качестве уполномоченных на закупки тех или иных (или всех) товаров, работ, услуг для нужд нескольких из них или создать для этого новое юридическое лицо. Однако с учетом того, что, как было сказано выше, формально в данном случае отсутствуют отношения подчинения, отношения описанных выше уполномоченных заказчиков с прочими заказчиками в любом случае должны основываться на договорах (соглашениях). Соответственно, если брать аналогии с Законом N 44-ФЗ, то такая схема будет более схожа - в зависимости от выбранного варианта оформления отношений - на проведение совместных торгов или на привлечение специализированной организации (в роли каковой, как было сказано выше, может выступать любое юридическое лицо) для организации проведения торгов.
Соответственно, заказчик может урегулировать эти вопросы самостоятельно в положении о закупке или оставить их неурегулированными, принимая решение в зависимости от конкретной ситуации.
При решении вопросов организации закупочной деятельности заказчик может ориентироваться на положения Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного Федеральной антимонопольной службой РФ, носящий рекомендательный характер (см. Преамбулу указанного Стандарта), в частности, раздела IV "Централизация закупочной деятельности заказчиков, осуществление консолидированных (совместных) закупок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах