Реестры и отчеты заказчиков по Закону N 44-ФЗ
Закон N 44-ФЗ предусматривает обязательность ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов, ст. 103 Закона N 44-ФЗ) и реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП, ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Информация и документы, содержащиеся в обоих реестрах, размещаются в единой информационной системе (далее - ЕИС) и должны быть доступны без взимания платы (п.п. 6, 7 ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч.ч. 4, 5 ст. 103, ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
В реестр контрактов, как следует из ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, включается информация обо всех контрактах, заключенных заказчиками, за исключением контрактов, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, следует учитывать, что сведения об осуществлении закупок, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов (ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Сведения о заключенных контрактах передаются заказчиками в орган, ответственный за ведение реестра контрактов (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, за исключением контрактов, заключенных в соответствии с вышеприведенными пунктами, не подлежат оплате (ч. 8 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Подробнее вопросы о сведениях, направляемых в реестр контрактов заказчиками, и о порядке исполнения заказчиками соответствующей обязанности рассмотрены в отдельных материалах.
В РНП включается информация об участниках, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) (далее - контрагенты), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Сведения о таких контрагентах согласно ч.ч. 4 - 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ направляются заказчиками в орган, ответственный за ведение РНП, причем по смыслу данных норм - в обязательном порядке при наступлении соответствующего события. Информация о выявлении факта недобросовестности конкретного участника или контрагента содержится в РНП на протяжении 2 лет с даты ее включения в этот РНП (ч. 9 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). При этом заказчики в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ могут установить требование к участникам об отсутствии сведений о них в РНП, которое исходя из ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ является условием допуска к закупке.
Подробнее вопросы о направляемых в РНП заказчиками сведениях, о порядке направления таких сведений и включения их в РНП рассмотрены в отдельных материалах.
Обратим внимание, что передача сведений как в реестр контрактов, так и в РНП является обязанностью заказчиков, за неисполнение, ненадлежащее исполнение которой установлена административная ответственность (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).
Помимо обязанностей по передаче сведений о заключенных контрактах и о выявлении предусмотренных законом фактов недобросовестности участников, контрагентов, нормы Закона N 44-ФЗ требуют от заказчиков составления отчетов, обобщающих сведения о закупках. Все отчеты заказчиков также должны содержаться в ЕИС (п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:
- годовые отчеты об объеме осуществленных в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ закупок у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, указанных в ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Такие отчеты размещаются заказчиками в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным годом (ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Подробнее вопросы о сведениях, включаемых в указанные отчеты, и порядке их подготовки рассмотрены в отдельном материале;
- отчеты об обоснованности, целесообразности закупки у единственного контрагента. В таких отчетах заказчики обязаны обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных (то есть конкурентных - см. ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) способов определения контрагента, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Следует заметить, что закон не устанавливает каких-либо требований к форме и содержанию таких отчетов, не устанавливает критериев определения невозможности или нецелесообразности осуществления закупки конкурентными способами. Соответственно, такое обоснование может быть подготовлено только самим заказчиком, исходя из конкретных обстоятельств ситуации, норм закона, определяющих выбор способа закупки, логики, здравого смысла. На наш взгляд, обязанность размещать этот отчет в ЕИС вытекает из совокупности п. 13 ч. 3 ст. 4 и ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Практика контролирующих органов подтверждает данную позицию (см., например, решение ФАС России от 31.10.2017 N ПГОЗ-266/17, решение УФАС по Челябинской области от 05.10.2016 N 651-ж/2016). Однако отметим, что в правоприменительной практике существует и противоположный подход (см. решение УФАС по Астраханской области от 27.03.2017 N 60-17);
- отчеты об исполнении контрактов, отдельных этапов контрактов (ч.ч. 9-12 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Такие отчеты должны содержать информацию и документы, предусмотренные ч.ч. 9 - 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Они готовятся в порядке и по форме, утвержденным на основании ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ. Подробнее эти информация, документы, порядок и форма рассмотрены в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах