Реестр контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ
В целях информационного обеспечения контрактной системы в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее также реестр).
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила ведения реестра), утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 (далее - Постановление N 1084) на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Ведение реестра в силу ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ осуществляет Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703).
Документы и информация, содержащиеся в реестре, размещаются в единой информационной системе (ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ) и должны быть доступны без взимания платы (ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов. Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (далее - Правила ведения отдельного реестра), утверждены Постановлением N 1084 на основании ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Следует учитывать, что сведения об осуществлении закупок и заключении контрактов, составляющие государственную тайну, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети "Интернет" (ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что в отдельный реестр вносятся именно контракты, связанные с государственной тайной, независимо от того, осуществлялась ли закупка открытым или закрытым способом. Так, по результатам проведения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сведения о контрактах, не содержащих государственную тайну, включаются в "общий" реестр, а сведения о контрактах, содержащих государственную тайну, включаются в отдельный реестр (см. также письма Минэкономразвития России от 17.10.2014 N 25626-ЕЕ/Д28и, от 20.07.2015 N Д28и-2019, письмо Федерального казначейства от 23.04.2014 N 42-7.4-05/5.7-272, письмо Минфина России от 14.04.2014 N 02-02-06/16835).
В п. 2 Правил ведения отдельного реестра указано, что ведение такого реестра осуществляется Федеральным казначейством. Однако согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 13.04.2017 N 443 (далее - Постановление N 443) с 25 апреля 2017 года действие этой нормы приостановлено. При этом в п. 3 Постановления N 443 указано, что до 1 января 2018 года ведение отдельного реестра в части контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, осуществляется соответственно Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления.
В реестр, как следует из ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, включается информация обо всех контрактах, за исключением заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Контракты, информация о которых не включена в реестр, за исключением вышеуказанных, не подлежат оплате (ч. 8 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Как видно из п. 4 Правил ведения отдельного реестра данные правила распространяются и на контракты, включаемые в этот реестр.
В п. 3 Правил ведения реестра, а также в п. 4 Правил ведения отдельного реестра указано, что в реестры не включаются сведения о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44 - 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Из данных норм следует, что сведения о контрактах, заключенных с юридическими лицами в соответствии с п.п. 44 и 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в реестры включаться должны, что противоречит ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Однако, на наш взгляд, при внесении изменений в п. 3 Правил ведения реестра и п. 4 Правил ведения отдельного реестра в постановлении Правительства РФ от 01.12.2016 N 1285 была допущена ошибка юридической техники, а целью изменения названных норм было приведение их в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Такая позиция подтверждается тем, что эта ошибка в Правилах ведения реестра исправлена в пп. "в" п. 1 Изменений, утвержденных Постановлением N 443, которые вступят в силу 1 ноября 2017 года.
В любом случае по смыслу ч.ч. 1 - 3 ст. 2 Закона N 44-ФЗ нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти, не могут противоречить нормам федерального закона, соответственно, применяться в данном случае должна напрямую ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Информация и документы, относящиеся к заключенным заказчиками контрактам, которые включаются в реестры контрактов, перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствующих правилах и подробно рассмотрены в отдельных материалах.
Порядок внесения заказчиком информации в реестры контрактов, а также действия Федерального казначейства после получения от заказчиков информации урегулированы ч.ч. 4 и 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и соответствующими правилами и также рассмотрены в отдельных материалах.
Тема
Реестры и отчеты заказчиков по Закону N 44-ФЗ
См. также
Порядок внесения сведений в предусмотренный Законом N 44-ФЗ реестр контрактов
Реестр контрактов. Подборка документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах