Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
В целях информационного обеспечения контрактной системы в соответствии со ст. 104 Закона N 44-ФЗ ведется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП). Ведение РНП в силу ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ осуществляется ФАС России как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила) на основании ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062.
Информация, содержащаяся в РНП, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в РНП включается следующая информация:
- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
- о поставщиках, подрядчиках, исполнителях (далее - контрагенты), с которыми контракты расторгнуты по решению суда;
- о контрагентах, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением контрагентами условий контрактов. При этом необходимо, чтобы соблюдались сразу 2 указанных условия (п. 2 письма ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17).
Соответственно, в названных случаях заказчик обязан направить информацию об участнике закупки или контрагенте в ФАС России (см. также письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 N Д28и-3324).
Отметим, что в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев включения сведений об участниках закупок или контрагентах в РНП. Следовательно, в любых других ситуациях сведения в РНП не включаются, в частности в случаях:
- одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта (см. письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 N Д28и-2500);
- взыскания в соответствии с ч. 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ с участника закупки, аккредитованного на электронной площадке, суммы обеспечения ввиду троекратного в течение квартала признания вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не соответствующими требованиям, установленным законом и документацией об электронном аукционе (см. письмо Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2809);
- одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям (см. п. 1 письма ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17);
- расторжения контракта в судебном порядке на основании мирового соглашения между заказчиком и контрагентом либо по иным обстоятельствам, не связанным с нарушением контрагентом условий контракта (см. п. 2 письма ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17).
Следует также учитывать, что правоприменительная практика исходит из того, что обязательным условием включения информации в РНП является недобросовестное поведение участника закупки или контрагента. Иными словами, исключительно наличие одного из указанных в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ фактов является недостаточным для принятия решения о включении лица в РНП.
Так, например, по мнению ФАС России, изложенному в п. 2 письма от 16.03.2017 N ИА/16790/17, сведения о контрагенте включаются в РНП, если в мотивировочной части решения суда о расторжении контракта содержится указание на существенные нарушения условий контракта контрагентом и контракт расторгнут по решению суда, которое вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона N 44-ФЗ включение в РНП информации об участнике закупке или контрагенте может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Порядок направления заказчиком документов в ФАС России в ситуациях, перечисленных в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, порядок действий ФАС России при получении от заказчика документов предусмотрены ч.ч. 4 - 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и рассмотрены в отдельном материале.
Конкретный перечень содержащейся в РНП информации о лицах, включенных в РНП, перечислен в ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и в п. 15 Правил и подробно рассмотрен в отдельном материале.
Информация, содержащаяся в РНП, согласно ч. 9 ст. 104 Закона N 44-ФЗ исключается из РНП по истечении 2 лет с даты ее включения в РНП. Неисполнение действий, предусмотренных ч. 9 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах