Порядок направления заказчиком информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, действия ФАС России при получении такой информации
Случаи, когда заказчик обязан направить информацию в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), перечислены в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. При этом для разных случаев ч.ч. 4 - 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрен разный порядок направления заказчиком информации в ФАС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Включение в РНП информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в ФАС России необходимую информацию и документы.
К такой информации и документам относятся:
- информация, предусмотренная п.п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ;
- выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения контрагента, участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
- иные документы, свидетельствующие об отказе победителя определения контрагента от заключения контракта.
В соответствии с положениями ст. 104 Закона N 44-ФЗ обязанность заказчика направлять в РНП информацию об участнике закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонившемся от заключения контракта, не предусмотрена (см. п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14, письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 N Д28и-1968, от 15.08.2016 N Д28и-2041). Иными словами, в РНП включается информация только о победителе определения контрагента, уклонившемся от заключения контракта.
Следует учитывать, что ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ для заказчика установлена обязанность сообщить в ФАС России о победителе закупки, уклонившемся от заключения контракта, вне зависимости от того, заключен ли контракт с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер. Однако срок выполнения названной обязанности ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ установлен только для ситуации, когда такой контракт заключен. Для ситуации, когда такой контракт не заключен, срок представления указанной информации Законом N 44-ФЗ не установлен. При этом, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 11.11.2014 N Д28И-2348, сроки, указанные в ч.ч. 4, 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в такой ситуации не применяются. Аналогичная позиция отражена в постановлении Седьмого ААС от 27.03.2015 N 07АП-11591/14, оставленном без изменения постановлением АС Западно-Сибирского округа от 23.06.2015 N Ф04-19817/15.
Включение в РНП информации об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
В силу ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в случае, если единственный участник закупки, с которым контракт заключается в случаях, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть когда закупка конкурентным способом признана недействительной ввиду наличия только одной заявки (предложения), соответствующей установленным требованиям, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС России необходимую информацию и документы.
К такой информации и документам относятся:
- информация, предусмотренная п.п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ;
- выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения контрагента, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
- иные документы, свидетельствующие об отказе победителя определения контрагента от заключения контракта.
Включение в РНП информации о контрагенте при расторжении контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как указано в ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в таких ситуациях заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России необходимую информацию и документы.
К такой информации и документам относятся:
- информация, предусмотренная ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ;
- копия решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
ФАС России в течение 10 рабочих дней с даты поступления информации и документов, предусмотренных ч.ч. 4 - 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, осуществляет проверку содержащихся в них фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС России включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в РНП в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (см. также письмо ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14).
Поскольку включение сведений об участнике закупки или контрагенте в РНП является мерой ответственности, ФАС при принятии решения о включении в РНП информации должен установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестном поведении участника закупки или контрагента. Иными словами, исключительно наличие одного из указанных в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ фактов является недостаточным для принятия решения о включении лица в РНП. Сказанное подтверждается судебной практикой (см., например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 N Ф08-1182/15, АС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2015 N Ф02-3167/15, Девятого ААС от 02.02.2015 N 09АП-55205/14).
Поэтому решение о включении (невключении) участника закупки или контрагента в РНП принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела (см. письмо ФАС России от 18.09.2015 N АК/50289/15).
Тема
Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
См. также
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах