Порядок направления заказчиком и внесения сведений в предусмотренный Законом N 223-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - РНП) осуществляется в единой информационной системе ФАС России как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (см. п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Как следует из ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, информация и документы, необходимые для формирования РНП, передаются в ФАС России заказчиками в обязательном порядке. За непредставление или несвоевременное представление информации, представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках, исполнителях, подрядчиках (далее - контрагенты) установлена административная ответственность (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).
На основании ч. 3 ст. 5 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 утверждены:
Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила);
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения РНП).
Как указано в п. 5 Правил, информация направляется заказчиком в ФАС России в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика, либо в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Сопроводительное письмо содержит перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.
Включение в РНП информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора
Согласно п. 2 Правил в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в ФАС России необходимые информацию и документы.
К такой информации и документам относятся:
- сведения, предусмотренные п.п. 3 - 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением N 1211 (далее - Перечень) (то есть все сведения о договоре, направляемые в РНП заказчиком, кроме сведений о расторжении договора), а в случае закупки, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, или в случае закупки и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные п.п. 3 - 5 Перечня (то есть сведения о недобросовестном поставщике, но не о процедуре закупки и не о договоре) (пп. "а" п. 2 Правил);
- копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (пп. "б" п. 2 Правил);
- копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (пп. "в" п. 2 Правил);
- копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (пп. "г" п. 2 Правил);
- иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (пп. "д" п. 2 Правил).
Включение в РНП информации, о единственном надлежащем участнике закупки, уклонившемся от заключения договора
В соответствии с п. 3 Правил если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в ФАС России:
- сведения о лице, уклонившемся от заключения договора, предусмотренные п.п. 3 - 7 Перечня, а в случае закупки, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, или в случае закупки и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные п.п. 3 - 5 Перечня (пп. "а" п. 3 Правил);
- копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого должен быть заключен договор с лицом, уклонившимся от заключения договора (пп. "б" п. 3 Правил);
- копию уведомления (при наличии), направленного лицом, уклонившимся от заключения договора, об отказе от заключения договора (пп. "в" п. 3 Правил);
- копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора лица, уклонившегося от заключения договора (пп. "г" п. 3 Правил);
- иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора лица, уклонившегося от заключения договора (пп. "д" п. 3 Правил).
Включение в РНП информации о расторжении договора по решению суда в связи с существенным нарушением контрагентом условий договора
В силу п. 4 Правил в случае расторжения договора по решению суда заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в ФАС России:
- сведения, предусмотренные п.п. 3 - 8 Перечня, а в случае закупки, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, или в случае закупки и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные п.п. 3 - 5 Перечня (пп. "а" п. 4 Правил);
- копию решения суда о расторжении договора (пп. "б" п. 4 Правил).
Получив от заказчика документы, ФАС России проверяет наличие в них сведений, предусмотренных п.п. 2 - 4 Правил (п. 7 Правил ведения РНП).
Если в представленных документах необходимые сведения отсутствуют, ФАС России приостанавливает рассмотрение обращения заказчика и в течение 3 рабочих дней со дня поступления обращения направляет заказчику уведомление об отсутствии необходимых сведений для создания реестровой записи и о необходимости направления таких сведений в течение 3 рабочих дней со дня получения заказчиком уведомления (п. 7 Правил ведения РНП). Хотя это и не указано в рассматриваемых нормативных актах, представляется очевидным, что вновь направленные документы также подлежат проверке в том же порядке, что и направленные впервые.
Если представленные документы содержат необходимые сведения, ФАС России осуществляет их проверку в установленном им порядке (п. 8 Правил ведения РНП). Возможные итоги проверки, действия ФАС России при ее отрицательном результате Правилами ведения РНП не регламентированы.
Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, контрагентах включаются в РНП в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения РНП).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах