Порядок заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в связи с признанием запроса предложений несостоявшимся по причине подачи только одной заявки
Согласно ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений (далее - заявки) и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Из буквального прочтения ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ следует, что осуществление закупки у единственного контрагента является правом, а не обязанностью заказчика. Однако столь же буквальное прочтение п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ показывает, что заказчик обязан заключить контракт в соответствии с этой нормой при признании запроса предложений несостоявшимся на основании ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Такой же вывод можно сделать из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 08.07.2015 N Д28и-2042, от 28.01.2015 N Д28и-141, от 19.08.2015 N Д28и-2441. С учетом требования ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ о включении сведений о единственном участнике закупки, с которым заключается контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и который уклонился от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контракта в этих случаях является обязательным и для указанного участника закупки.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о запросе предложений, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. При этом такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника запроса предложений.
Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее - Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 - 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в данном случае до заключения контракта с единственным контрагентом заказчик обязан осуществить согласование заключения контракта с одним из следующих уполномоченных на то контрольных органов в сфере закупок (далее - контрольный орган):
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при закупке для обеспечения федеральных нужд. Таким органом в настоящее время является ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728);
- органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при закупке для нужд субъекта РФ;
- органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, при закупке для муниципальных нужд.
Как указано в этой же норме, обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом направляется в контрольный орган в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании запроса предложений несостоявшимся.
Следует учитывать, что ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в контрольный орган информации и документов, если их представление является обязательным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо представление заведомо недостоверной информации и документов.
Срок согласования заключения контракта с единственным контрагентом не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения заказчика.
Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок*(1). В настоящее время действует Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 (Приложение N 2) (далее - Порядок). Подробнее о согласовании заключения контракта в данном случае рассказывается в отдельном материале.
Вопрос о действиях заказчика в случае получения отказа контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом законом не урегулирован. По нашему мнению, в данном случае заказчик вправе осуществить новую закупку на общих основаниях, исходя из того, что возникшая у него потребность осталась неудовлетворенной, и закон никак не ограничивает возможность ее удовлетворения фактом попытки проведения закупки, по итогам которой не удалось заключить контракт. Заметим, что такое же по сути мнение высказано Минэкономразвития России в письме от 05.02.2015 N Д28и-193 в отношении аналогичной ситуации с отказом в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшимся конкурса.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным контрагентом заключается в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования контрольного органа.
______________________________
*(1) В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.5 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). До 25.04.2017 таким органом являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой