Установленные Законом N 223-ФЗ особенности осуществления закупок при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом
Особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов (далее - особенности, инвестпроекты), установлены ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.
Как следует из ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, особенности распространяются как на заказчиков - юридических лиц, обязанных руководствоваться Законом N 223-ФЗ при осуществлении и других своих закупок, так и на иных юридических лиц, которые во всех остальных случаях данным Законом руководствоваться не обязаны (далее - иные юридические лица). Вместе с тем из тех же норм следует, что особенности применяются только к заключению договоров в отношении товаров, относящихся к категории "продукция машиностроения", и необходимых для реализации соответствующих инвестпроектов.*(1) Все прочие закупки заказчики осуществляют в общем порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, а иные юридические лица - без учета норм Закона N 223-ФЗ.
Положения ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ распространяются на реализуемые инвестпроекты, за исключением тех, в рамках которых на день вступления в силу указанных положений требования к закупаемой продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни (см. ниже), установлены утвержденной заказчиком или юридическим лицом, указанным в ч. 5 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, проектной документацией и (или) заключены договоры в отношении конкретной продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни (ч. 11 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Сами по себе особенности установлены ч.ч. 6 - 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. По существу они сводятся к следующим обязанностям:
- обязанности представления перечней отдельных видов машиностроительной продукции, необходимых для реализации инвестпроектов (далее - перечни), в координационный орган Правительства РФ и размещения по решению этого органа перечней в единой информационной системе (далее - ЕИС) (п. 2 ч. 6, ч.ч. 7, 9, 11 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- обязанности согласования с координационным органом Правительства РФ эксплуатационных характеристик отдельных видов машиностроительной продукции, включенных в перечни (п. 1 ч. 7 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- обязанности согласования с координационным органом Правительства РФ возможности приобретения отдельных видов машиностроительной продукции, включенных в перечни, за пределами Российской Федерации (п. 2 ч. 7 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Поскольку законом иного не предусмотрено, по общему правилу закупки машиностроительной продукции, включенной в перечни (выбора ее поставщика), заказчик осуществляет в общем порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и его положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), а иные юридические лица - без учета норм Закона N 223-ФЗ. Исключение составляют случаи освобождения заказчика от обязанности размещать информацию о закупке в ЕИС (см. ниже).
В качестве вышеназванного координационного органа постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 N 785 на основании ч. 5 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ определена Правительственная комиссия по импортозамещению (далее - Комиссия). Этим же постановлением утверждено Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению, определяющее в том числе полномочия Комиссии (п. 1 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Формирование перечней и представление их в Комиссию по смыслу п. 2 ч. 6, п. 1 ч. 9, ч. 10 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ является обязательным. Согласно ч. 10 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ до представления в Комиссию перечней лица, реализующие инвестпроекты, не вправе осуществлять закупки продукции, подлежащей включению в перечни, причем заказчики даже не вправе включать ее в планы закупок.
В перечни, как следует из п. 2 ч. 6, ч. 11 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, включается машиностроительная продукция, которая:
либо
- относится к видам, определенным Правительством РФ и
- цена которой превышает цены, установленные Правительством РФ;
либо
- освоение производства которой на территории Российской Федерации рекомендуется лицом, реализующим соответствующий инвестпроект.
Критерии отнесения товаров к продукции машиностроения и цены, превышение которых делает необходимым включение товаров в перечни, на основании п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1521. Правила определения цены единицы продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, заказчиками или юридическими лицами (не являющихся заказчиками - прим. Гарант) в целях определения их превышения вышеуказанных пороговых значений на основании той же нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1485.
Перечни формируются на срок не менее чем 5 лет или на срок реализации инвестпроектов (п. 1 ч. 9 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ Комиссия вправе принять обязательные для исполнения заказчиками или иными юридическими лицами решения о необходимости размещения ими перечней в ЕИС.
С другой стороны, напротив, Комиссия вправе принять решения о неразмещении в ЕИС сведений о конкретных закупках или конкретных видах продукции машиностроения, сведения о которых (закупках которых) не подлежат размещению в ЕИС, хотя они не содержат государственную тайну и в их отношении Правительством РФ не принято аналогичного решения в соответствии с п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (п.п. 2, 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Содержание перечней предусмотрено ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Они должны включать:
- наименование продукции машиностроения (п. 1 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- эксплуатационные характеристики, ориентировочное количество и ориентировочную цену такой продукции (п. 2 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- планируемый срок заключения договора (год) и планируемый срок поставки такой продукции (год) (п. 3 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- сведения о предполагаемых поставщиках такой продукции (при наличии этих сведений) (п. 4 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- сведения о том, что такая продукция происходит из иностранных государств, группы иностранных государств, в том числе об отдельных видах такой продукции, которую заказчик или иное юридическое лицо рекомендует для производства на территории Российской Федерации (п. 5 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- сведения о том, что заказчик или иное юридическое лицо планируют закупать такую продукцию у единственного поставщика (п. 6 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- сведения о том, что при закупке такой продукции заказчиком или иным юридическим лицом будут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки о создании либо модернизации и (или) об освоении производства продукции машиностроения на территории Российской Федерации с указанием этих дополнительных требований (п. 7 ч. 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Согласованию с Комиссией подлежат эксплуатационные характеристики отдельных видов машиностроительной продукции, определяемые Правительством РФ согласно ч. 7 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. То же касается и согласования возможности приобретения отдельных видов машиностроительной продукции за пределами Российской Федерации, определяемых Правительством РФ согласно п. 2 ч. 7 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Иными словами, речь идет о двух разных перечнях. Безусловно, эти перечни могут пересекаться, однако по общему правилу необходимость согласования эксплуатационных характеристик какой-либо продукции само по себе не означает необходимости согласования возможности ее приобретения за рубежом и наоборот.
Эксплуатационные характеристики машиностроительной продукции согласовываются с Комиссией, если товары, относящиеся к такой продукции, включены в перечень, утвержденный на основании п. 1 ч. 7 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 29.12.2015 N 2744-р.
Возможность приобретения за пределами Российской Федерации согласовывается с Комиссией в отношении товаров машиностроительной продукции, которые входят в перечень, утвержденный на основании п. 2 ч. 7 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 31.12.2015 N 2781-р.
______________________________
*(1) Особенности не применяются к закупкам, определенным ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, а именно:
- осуществляемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
- при условии реализации инвестиционных проектов за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, или в соответствии с межгосударственными договорами и межправительственными договорами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах