Рассмотрение заявок и подведение итогов предварительного отбора для проведения "чрезвычайных" запросов котировок, формирование перечня поставщиков
Рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе для формирования или обновления перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей, среди которых может быть проведен запрос котировок для закупки товаров, работ, услуг, включенных в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - предварительный отбор, "чрезвычайный" запрос котировок) и подведение итогов предварительного отбора урегулировано ст. 81 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 81 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия обязана рассмотреть поданные заявки в течение 10 дней с даты истечения срока подачи заявок на участие в предварительном отборе.
В ч. 1 ст. 81 Закона N 44-ФЗ буквально говорится о заявках на участие в запросе котировок. Однако по контексту очевидно, что здесь допущена ошибка юридической техники и речь идет именно о заявках на участие в предварительном отборе (далее - заявки).
Порядок рассмотрения заявок, требования к нему законом не установлены. Исходя из ч.ч. 1, 5 ст. 80, ч.ч. 3, 6 ст. 81 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия рассматривает только соответствие участников закупки, подавших заявки, требованиям, установленным законом и извещением о проведении предварительного отбора, а также соответствие предлагаемых им видов товаров, работ, услуг указанным заказчиком в извещении.
На основании результатов рассмотрения заявок котировочной комиссией составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей, среди которых могут проводиться чрезвычайные запросы котировок (далее - перечень поставщиков) (ч.ч. 2, 6 ст. 81 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, формирование перечня поставщиков и является итогом проведения предварительного отбора.
Исходя из ч. 2 ст. 81 Закона N 44-ФЗ перечень поставщиков составляется путем принятия котировочной комиссией решения в отношении каждого участника предварительного отбора (далее - участник):
- о включении его в перечень поставщиков;
- об отказе во включении его в перечень поставщиков.
Как указано в ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ, решение об отказе во включении участника в перечень поставщиков принимается в следующих случаях:
- участник не соответствует требованиям, установленным извещением (п. 1 ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ);
- документы для проведения предварительного отбора представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация (п. 2 ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ);
- заявка не соответствует требованиям, установленным извещением (п. 3 ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ);
- участник исключен из перечня поставщиков, который составлен по результатам предварительного отбора, проводившегося в предыдущие годы (п. 4 ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ).
В отношении последнего основания следует заметить, что закон не указывает, в течение какого срока участник, исключенный из перечня поставщиков, лишается права участвовать в предварительном отборе. Из буквального прочтения приведенной нормы можно даже сделать вывод, что исключение из перечня поставщиков делает невозможным для участника участие в предварительных отборах в принципе. В то же время ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ говорит о том, что участник, исключенный из перечня, не может участвовать в предварительном отборе участников закупки, проводимом на следующий год для обновления перечня поставщиков, то есть такое ограничение действует только в течение одного года. Представляется, что ограничение срока невозможности участия в предварительном отборе более соответствует общим принципам наступления негативных последствий для участников при совершении ими нарушений в ходе закупки (ср. ограничение нахождения в реестре недобросовестных поставщиков - 2 года, ч. 9 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Однако официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, разрешающих данную коллизию, нам найти не удалось.
Перечень поставщиков составляется в соответствии с видами товаров, работ, услуг, соответственно поставки, выполнение, оказание которых могут осуществить участники закупки, прошедшие предварительный отбор (ч. 6 ст. 81 Закона N 44-ФЗ).
Результаты рассмотрения заявок оформляются протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе в день истечения срока рассмотрения заявок. Протокол ведется котировочной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии. Также заказчик не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляет уведомления о принятых решениях участникам, подавшим заявки (ч. 4 ст. 81 Закона N 44-ФЗ).
Решение котировочной комиссии об отказе во включении участника в перечень поставщиков может быть обжаловано таким участником в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 81 Закона N 44-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой