Запрос о предоставлении котировок при проведении "чрезвычайного" запроса котировок по Закону N 44-ФЗ, извещение о проведении такого запроса котировок
Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - "чрезвычайный" запрос котировок), как следует из ч. 2 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, начинается с направления заказчиком запроса о предоставлении котировок (далее - запрос) всем участникам закупки, которые могут исполнить контракт - осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с перечнем поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - перечень поставщиков). Перечень поставщиков составляется по результатам заранее проведенного предварительного отбора в соответствии с видами товаров, работ, услуг, поставки, выполнение, оказание которых соответственно могут осуществить указанные участники закупки (ч. 1 ст. 80, ч. 6 ст. 81, ч. 1 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, запрос направляется только тем участникам закупки, о которых в перечне содержится информация, что они могут поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, которая требуется заказчику в конкретной ситуации.
Запрос может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа (ч. 3 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Размещение извещения о проведении "чрезвычайного" запроса котировок (далее - извещение) в единой информационной системе (далее - ЕИС) законом не описано. Вместе с тем нет и нормы, освобождающей заказчиков от этой обязанности, как того требует ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Более того, ч. 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ говорит, что количество закупаемых на "чрезвычайном" запросе котировок товаров, объем закупаемых работ или услуг указывается в извещении. Однако и применяемые в силу ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в настоящее время Особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы, утвержденные приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н, и Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, которые должны будут применяться с 1 января 2017 года, говорят о том, что изменения в план-график при осуществлении "чрезвычайного" запроса котировок вносятся в день направления запроса участникам закупок, не упоминая размещения извещения. Поэтому необходимость размещения в ЕИС извещения может быть подвергнута сомнению (см. также абзац тринадцатый п. 8 раздела IV Функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, направленных письмом Минэкономразвития России от 17.12.2014 N 31727-ЕЕ/Д28и). Официальных разъяснений и правоприменительной практики, прямо разрешавших бы данный вопрос, нам найти не удалось.
Заметим, что в разъяснениях по вопросу N 1 в письме Минэкономразвития России от 24.04.2015 N Д28и-1136 в начале содержится указание только о направлении запроса, в конце же - о том, что указывается заказчиком в извещении. Полагаем, это подчеркивает неясность в этом вопросе.
На наш взгляд, эта неясность может быть устранена только путем внесения изменений в законодательство. До этого момента заказчику, возможно, целесообразно в любом случае все же размещать извещения о проведении "чрезвычайного" запроса котировок во избежание предъявления претензий со стороны контролирующих органов. В этом случае, по нашему мнению, извещение может быть размещено также в день направления запроса о предоставлении котировок. При этом к его содержанию должны предъявляться такие же требования, как и к содержанию запроса.
Запрос согласно ч. 4 ст. 82 Закона N 44-ФЗ должен соответствовать требованиям, установленным ст. 73 Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ. Однако ст. 73 Закона N 44-ФЗ не устанавливает требований к содержанию запроса. По нашему мнению, следует исходить из того, что запрос должен соответствовать требованиям ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ к содержанию извещения о проведении запроса котировок. Это следует из общего принципа определения требований к содержанию запроса, который рассмотрен в отдельном материале. Общие требования к содержанию извещения также описаны в отдельном материале. К запросу (и, возможно, извещению) прилагается проект контракта (ч. 2 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии же с ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ в данном случае в запросе указываются необходимые количество товара, объем работы или услуги, но не указывается начальная (максимальная) цена контракта.
Особо отметим, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ форма заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа описывается в извещении. Учитывая указания ч. 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ, которая определяет две формы заявки (письменная и электронный документ), полагаем, что в п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ под "формой заявки" имеются в виду требования к порядку ее составления, перечень необходимых сведений и требования к порядку их внесения в заявку.
Из ч. 7 ст. 82 Закона N 44-ФЗ следует, что запросом о предоставлении котировок определяется также срок подачи заявок. При этом, с учетом неясности вопроса о размещении извещения, неясно и действует ли следующее из п. 3 ч. 1 ст. 73, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ ограничение определения этого срока: не менее 7 дней. Исходя из самого характера "чрезвычайного" запроса котировок, запрос направляется заказчиком незамедлительно по возникновении соответствующей потребности участникам, подтвердившим в ходе предварительного отбора готовность осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в возможно короткий срок (п. 2 ч. 5 ст. 80 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, срок подачи заявок определяется заказчиком самостоятельно. Вместе с тем, по нашему мнению, при установлении срока подачи заявок заказчик должен исходить из соображений разумности, достаточности устанавливаемого срока для подготовки участниками заявок и направления их заказчику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой