Заключение контракта или контрактов по итогам "чрезвычайного" запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - заявки, "чрезвычайный" запрос котировок) котировочная комиссия присваивает порядковый номер каждой заявке по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта. Победителем "чрезвычайного" запроса котировок (далее - победитель) признается участник, заявке которого присвоен первый номер (ч. 9 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 82 Закона N 44-ФЗ с победителем на условиях, предусмотренных запросом о предоставлении котировок (далее - запрос), заключается контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги в количестве или объеме и по цене, которые предложены в заявке.
Кроме того, в соответствии с ч. 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель не может исполнить заказ в полном объеме, заказчик осуществляет закупку товара, работы или услуги также у участника, заявке которого присвоен следующий порядковый номер в порядке возрастания (далее - "второй" участник), на условиях, предусмотренных запросом, в количестве или объеме и по цене, которые предложены в такой заявке.
Таким образом, по итогам "чрезвычайного" запроса котировок могут быть заключены два контракта.
Закон не дает указаний на тот случай, если в заявках победителя и "второго" участника в сумме предлагается более 100% количества товаров, объема работ или услуг, необходимых заказчику. Представляется, что в такой ситуации заключение со "вторым" участником контракта на все количество товара, объем работ или услуг, предложенных в его заявке, будет противоречить принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.
Согласно ч. 12 ст. 83 Закона N 44-ФЗ если после заключения контракта в соответствии с ч.ч. 10 и 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ приобретаемое количество товара, объем работы или услуги меньше необходимого, заказчик вправе осуществить закупку недостающей части товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) в соответствии со ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Должны, однако, заметить, что ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает специального основания для закупки у единственного контрагента в этой ситуации. То есть заказчик может осуществить закупку в данном порядке, если сможет применить одно из общих оснований, предусмотренных этой нормой.
Непосредственно порядок заключения контракта по итогам "чрезвычайного" запроса котировок в законе не описан. Полагаем, что в этом случае должны применяться нормы, регулирующие заключение контракта по итогам "обычного" запроса котировок, поскольку "чрезвычайный" запрос котировок описан законом как его вид, с учетом особенностей, вытекающих из существа "чрезвычайного" запроса котировок. Поскольку решение о заключении контракта со "вторым" участником, очевидно, должно приниматься также при подведении итогов "чрезвычайного" запроса котировок (когда определяется количество товаров, объем работ или услуг, которые может поставить, выполнить, оказать победитель), контракт с ним должен заключаться в те же сроки и в том же порядке.
Согласно ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения в него, то есть, как следует по контексту, в проект контракта, условий исполнения контракта, предусмотренных этим извещением, и цены, предложенной победителем в заявке. В данном случае согласно ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта прилагается к извещению о проведении предварительного отбора, по результатам которого составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей, среди которых и проводится "чрезвычайный" запрос котировок. Необходимые же для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера количество товара, объем работы или услуги указываются в запросе (ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Однако из ч.ч. 1, 2 ст. 73, ч.ч. 4, 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что проект контракта прилагается и к запросу. Полагаем, что такой проект может уточнять не только количество товара, объем работ или услуг (ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ), но и место и сроки исполнения контракта, иные его условия, которые не могли быть определены при проведении предварительного отбора, но могут быть определены при направлении запроса.
Соответственно, следует исходить из того, что контракт составляется путем включения условий, изложенных в запросе о предоставлении котировок и в заявке победителя (и, возможно, "второго" участника), в проект, прилагавшийся к запросу, который должен соответствовать проекту, прилагавшемуся к извещению о проведении предварительного отбора.
Согласно ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок передается победителю в течение 2 рабочих дней с даты подписания этого протокола. С учетом указания ч. 9 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, что в данном случае заказчик обязан направить уведомления о результатах рассмотрения и оценки заявок в течение 3 дней с даты подписания указанного протокола, на наш взгляд, проект контракта должен передаваться вместе с таким уведомлением в указанный срок.
Контракт, в силу ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.
Из ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что победитель обязан представить заказчику в срок, указанный в извещении, что применительно к данному случаю равносильно - указанному в запросе, подписанный контракт, а для юридического лица - также выписку из единого государственного реестра юридических лиц (или ее нотариально засвидетельствованную копию), полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения (направления запроса) либо надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица). В случае, если победитель не представил подписанный им проект контракта и (для юридического лица) вышеназванные документы в указанный срок, он признается уклонившимся от заключения контракта.
Законом N 44-ФЗ последствия уклонения победителя, равно как и "второго" участника, от заключения контракта не установлены. В качестве последствия уклонения от заключения контракта победителя "обычного" запроса котировок ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ предусмотрено заключение контракта со вторым участником. В том случае, если победитель "чрезвычайного" запроса котировок был готов поставить все необходимое количество товаров, выполнить весь необходимый объем работ или оказать все необходимые услуги, эта мера может быть применена. Но если заказчиком изначально было принято решение о заключении контракта и со "вторым" участником, она не может быть выполнена в принципе. Тем более это касается случая уклонения от заключения контракта и "второго" участника. Это, на наш взгляд, следует и из того, что ч. 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ предусматривает право заказчика заключить контракт на приобретение недостающего количества товаров, объема работ или услуг, не обеспечиваемых заявкой победителя, только со "вторым" участником, но не с тем, заявке которого присвоен третий номер (хотя это представляется и логичным, и его заявка может предусматривать и наименьшую цену единицы товара, работ, услуг).
В отсутствие указаний об ином, в описанной ситуации заказчик может осуществить закупку необходимых товаров, объема работ или услуг только в общеустановленном порядке.
В любом случае заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта как победителя, так и "второго" участника (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, ст. 15 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой