Закупка в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС по Закону N 44-ФЗ
По мнению Минфина России, ФАС России, распространение коронавирусной инфекции (COVID-19), вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому заказчик вправе осуществлять закупки вследствие распространения коронавируса в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п.п. 1, 2 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, письмо ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20).
Специалисты ФАС России также разъяснили, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
Кроме того, в п. 3 названного письма Минфина России указано, что при введении режима повышенной готовности, предусмотренного Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в связи с распространением коронавирусной инфекции заказчик вправе осуществлять на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением такого режима.
В указанных случаях при закупках в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не применяется условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р.
На практике, безусловно, встречаются ситуации, когда возникает потребность в срочной закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка), которая не может быть осуществлена в необходимые сроки в обычном порядке.
Закон N 44-ФЗ предусматривает два возможных способа срочной закупки в подобных ситуациях:
- запрос котировок среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагенты), прошедших предварительный отбор и включенных в соответствующий перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - перечень поставщиков), в порядке, определенном ст.ст. 80 - 82 Закона N 44-ФЗ (далее - "чрезвычайный" запрос котировок);
- закупка у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
"Чрезвычайный" запрос котировок согласно ч. 1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ применяется для:
- ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- оказания гуманитарной помощи.
Закупка у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, исходя из текста самого этого пункта, осуществляется для:
- ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- ликвидации последствий воздействия непреодолимой силы;
- оказания экстренной или неотложной медицинской помощи;
- оказания гуманитарной помощи в случаях, предусмотренных ч.ч. 7 и 12 ст. 82 Закона N 44-ФЗ.
Следует учитывать, что в соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Понятие непреодолимой силы следует из п. 3 ст. 401 ГК РФ*(1), определяющем основания для освобождения от ответственности за неисполнение гражданско-правовых обязанностей: это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, воздействие которых, однако, не связывается указанной нормой с возникновением чрезвычайной ситуации в смысле, определяемом Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
Таким образом, непреодолимая сила может выступать причиной возникновения чрезвычайной ситуации, но не обязательно, а чрезвычайная ситуация может быть следствием воздействия не только непреодолимой силы, но и иных обстоятельств, в том числе и аварии.
Как видим, перечни случаев применения данных норм для закупки различаются. Исходя из их буквального прочтения, можно сделать выводы, что:
- "чрезвычайный" запрос котировок не может применяться для закупки в целях ликвидации последствий воздействия непреодолимой силы, приведшего к невозможности исполнения контрагентом своих обязательств, но не приведшего к возникновению чрезвычайной ситуации. Также он не может применяться для закупки товаров, работ, услуг, необходимых для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи;
- закупка у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в свою очередь, не может применяться для закупки товаров, работ, услуг в целях оказания гуманитарной помощи, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 7 и 12 ст. 82 Закона N 44-ФЗ;
- единственным совпадающим случаем применения обеих норм является закупка в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также закупка для оказания гуманитарной помощи в случаях, предусмотренных ч.ч. 7 и 12 ст. 82 Закона N 44-ФЗ.
В то же время и при возникновении необходимости ликвидации чрезвычайной ситуации заказчик может выбрать только один из этих способов.
Если товары, работы, услуги включены в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - Перечень, в настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р), они должны закупаться путем проведения "чрезвычайного" запроса котировок.
Напротив, если товары, работы, услуги не включены в Перечень, применение "чрезвычайного" запроса котировок, как следует из ч. 3 ст. 80 Закона N 44-ФЗ, также исключается и закупка должна осуществляться единственного контрагента.
Аналогично, закупка у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ увязывается самим этим пунктом именно с отсутствием товаров, работ, услуг в Перечне (за исключением закупок в случаях, указанных в ч.ч. 7 и 12 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Более того, именно этим обстоятельством обусловлено применение этого пункта в целом.
Таким образом:
- заказчик не вправе приобрести для оказания гуманитарной помощи путем проведения "чрезвычайного" запроса котировок товары, работы, услуги, если они не включены в Перечень, поскольку в таком случае этот способ не применяется. Но он не вправе приобрести их и путем закупки у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку этот пункт не применяется для закупки в указанных целях;
- заказчик не вправе приобрести для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи или ликвидации последствий воздействия непреодолимой силы, не приведших к возникновению чрезвычайной ситуации, товары, работы, услуги, включенные в Перечень, путем закупки у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку такие товары, работы, услуги не могут приобретаться на основании этого пункта. Но он не вправе приобрести их и путем проведения "чрезвычайного" запроса котировок товары, работы, услуги, поскольку этот способ не применяется для закупки в указанных целях.
Это касается и ситуаций, когда закон указывает на возможность (и даже необходимость) закупки товаров, включенных в Перечень, у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случаях:
- признания "чрезвычайного" запроса котировок несостоявшимся (ч. 7 ст. 82 Закона N 44-ФЗ);
- если по итогам такого запроса котировок приобретаются товары, работы, услуги в количестве, объеме, недостаточном для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (ч. 12 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Именно таковы буквальные требования закона.
Условия применения "чрезвычайного" запроса котировок и закупки у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассмотрены в отдельных материалах.
"Чрезвычайный" запрос котировок Законом N 44-ФЗ описан как запрос котировок с определенными отличиями. Тем не менее, эти отличия таковы, что "чрезвычайный" запрос котировок может быть описан и как отдельный способ закупки. Прежде всего, это само по себе выделение процедуры выявления соответствия требованиям, установленным заказчиком в соответствии с законом, участников закупки - "предварительного отбора" (ч.ч. 1, 5 ст. 80, ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ). Это в принципе аналогично стадии предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием, который закон отделяет от открытого конкурса в отдельный способ закупки (см. ч. 2 ст. 24, ч.ч. 1, 7 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). В данном случае предварительный отбор описан законом не как стадия единой процедуры закупки, а как самостоятельная процедура, определяющая круг поставщиков, среди которых впоследствии, при возникновении соответствующей необходимости, проводится закупка.
Непосредственно порядок проведения предварительного отбора и "чрезвычайного" запроса котировок рассмотрены в отдельных материалах.
Порядок же закупки у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ аналогичен, с учетом свойственных именно ему особенностей, закупке у единственного контрагента на основании любого пункта ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Эти особенности также рассмотрены в отдельном материале.
______________________________
*(1) Нормы Гражданского кодекса РФ применяются к отношениям в рамках контрактной системы в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п.п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой