Проведение закупки по Закону N 44-ФЗ с условием о привлечении контрагентом к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ описанным ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) и субъектам малого предпринимательства (далее - СМП).
Одним из способов выполнения данной обязанности является предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), при котором заказчик устанавливает требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей (далее - субподрядчики) из числа СМП, СОНО в:
- извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
- в документации о закупке (далее - документация), в тех случаях, когда она составляется (ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);
- в контракте (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Указания относительно привлечения к исполнению контрактов СМП, СОНО должны содержаться одновременно в извещении, документации и контракте и должны быть единообразными (см. решения ФАС России от 10.03.2015 N К-167/15, от 18.11.2015 N К-1569/15, постановление ФАС России от 18.09.2015 N К-167/15/АК615-15).
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (далее - Типовые условия).
Типовые условия включают в себя обязанности контрагента и права контрагента, которые должны быть внесены заказчиком в контракт.
В соответствии с разделом II Типовых условий контрагент вправе осуществлять замену субподрядчика, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика из числа СМП, СОНО в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения первоначальным субподрядчиком обязательств, предусмотренных договором, заключенным с контрагентом.
Обязанности контрагента предусмотрены разделом I Типовых условий. Так, контрагент обязан:
- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в объеме не менее 5% от цены контракта. По мнению специалистов Минэкономразвития России, изложенному в письме от 15.02.2017 N Д28и-629, при включении указанного условия в проект контракта заказчик вправе указать обязательный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в виде значения, выраженного в процентах от цены контракта, в любом размере от 5% и выше;
В правоприменительной практике представлен подход, в соответствии с которым в целях соблюдения требования ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО должен устанавливаться в конкретном значении, а не с формулировкой "не менее" той или иной процентной величины от цены контракта. Такого мнения зачастую придерживаются представители ФАС России (см., например, постановление ФАС России от 18.11.2016 N К-1703/15/АК910-16, решение ФАС России от 10.03.2015 N К-167/15). Оно находит поддержку и среди судей (постановления АС Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-1859/16 (определением ВС РФ от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ отказано), Четвертого ААС от 09.11.2016 N 04АП-4896/16).
- в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, а также с новым субподрядчиком (в случае замены первоначального субподрядчика на нового) представить заказчику:
декларацию о принадлежности субподрядчика к СМП, СОНО, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) СМП, СОНО и заверенную печатью (при наличии печати);
копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную контрагентом;
- в течение 10 рабочих дней со дня оплаты контрагентом выполненных обязательств по договору с субподрядчиком представлять заказчику следующие документы:
копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между контрагентом и привлеченным им субподрядчиком;
копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств контрагентом субподрядчику - в случае если договором, заключенным между этими лицами, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты контрагентом обязательств, выполненных субподрядчиком);
- оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (их результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания контрагентом документа о приемке;
- нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, в том числе:
за представление документов, указанных в разделе I Типовых условий, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление с нарушением установленных сроков;
за непривлечение субподрядчиков в объеме, установленном в контракте.
Как следует из письма Минэкономразвития России от 06.04.2015 N Д28и-837, специалисты этого министерства придерживаются позиции, что поскольку закупки у единственного контрагента в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не включаются в СГОЗ в целях расчета доли закупок у СМП, СОНО, то объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО контрагентом, контракт с которым заключен на основании ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не включается в объем закупок заказчика у СМП, СОНО, даже если условие о таком привлечении было установлено в контракте и извещении (в тех случаях, когда такое извещение предусмотрено законом) (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Нам данная позиция представляется обоснованной, однако ее подтверждения в судебной практике нам обнаружить не удалось.
Из ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ следует, что учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, и, соответственно, включается в указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ отчет, объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, указанный в контракте. На это также прямо указывается в пп. "е" п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Требования) - Приложения к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденного на основании ч. 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 (см. также письмо Минэкономразвития России от 19.11.2015 N Д28и-3335).
В соответствии с тем же пп. "е" п. 2 Требований в объеме закупок у СМП, СОНО учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП и СОНО. В связи с этим следует учитывать, что привлекать к исполнению контракта СМП, СОНО обязан именно контрагент, а заказчик должен предъявлять ему это требование (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2016 N Д28и-254). Причем ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ обязывает заказчика осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 данного Закона привлечением контрагентом к исполнению контракта СМП и СОНО. Однако привлечение СМП, СОНО к исполнению контракта именно в объеме, указанном в контракте, не гарантировано. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Отдельный вопрос возникает в ситуации, когда победитель закупки, проводимой в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, сам является СМП или СОНО. Данный вопрос рассматривается в отдельном материале.
Тема
Особенности проведения закупок по Закону N 44-ФЗ с предоставлением преимуществ СМП, СОНО
См. также
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах