Проблема обеспечения привлечения контрагентами к исполнению контрактов по Закону N 44-ФЗ СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики вправе проводить процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), устанавливая в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - СОНО) или субъектом малого предпринимательства (далее - СМП), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Данное требование в силу ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ также включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Нормы об отдельных видах обязательств Гражданского кодекса РФ, на котором, в том числе, основан Закон N 44-ФЗ, положений, аналогичных ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не предусматривают (см., например, ст.ст. 706 и 780 ГК РФ). Однако согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Соответственно, обязанность по привлечению к исполнению контракта СМП, СОНО, предусмотренную ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, можно рассматривать как ограничение свободы установления договорных отношений, предусмотренное законом и одновременно принимаемое на себя контрагентом своей волей при подписании контракта (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Следует учитывать, что ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено правил, позволяющих заказчику проконтролировать какой объем обязательств по контракту действительно был выполнен не лично контрагентом, а привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем.
Такое требование также должно быть установлено самим контрактом, как на то указано в разделе I Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466.
Однако самая серьезная проблема состоит в том, что ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ нет норм, позволяющих заказчику понудить контрагента к исполнению предусмотренной контрактом обязанности по привлечению к его исполнению СМП, СОНО в натуре. Как следует из ч.ч. 4, 6, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, единственной мерой гражданско-правовой ответственности за непривлечение СМП, СОНО в качестве субподрядчика, соисполнителя к исполнению контракта, равно как и за непредоставление документов, подтверждающих такое привлечение, может являться только штраф.
По мнению Минэкономразвития России, высказанному в п. 9 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747 в случае ненадлежащего выполнения контрагентом условий контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч.ч. 9 - 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена в документации о закупке и проекте контракта. Однако такая точка зрения представляется небесспорной, поскольку согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а, как следует из сказанного выше, Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого основания. Некоторое основание можно найти в п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, устанавливающей, что право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено его уже условиями. Однако это не соответствует буквальному указанию ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, по нашему мнению, в любом случае нарушение обязательств контрагента по привлечению к исполнению контракта СМП, СОНО может служить основанием для расторжению контракта по решению суда, если договором оно определяется как существенное нарушение контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Таким образом, включение в извещение о закупке и контракт условия о привлечении контрагентом к исполнению контракта СМП, СОНО, предусмотренного ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не гарантирует заказчику, что всю указанную им в контракте долю стоимости работ, услуг можно будет включить в долю закупок у СМП, СОНО.
Тема
См. также
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах