Размещение информации о закупке по Закону N 44-ФЗ для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства в публичном доступе
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, при закупке на территории иностранного государства товаров, работ, услуг вправе не размещать в единой информационной системе (далее - ЕИС) информацию, предусмотренную Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, при проведении закупки на иностранной территории не обязательно размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки (далее - извещение) (ст. 42 Закона N 44-ФЗ) и (или) документации о закупке (далее - документация) (ч. 3 ст. 50, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 65, ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), проекта контракта (ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), разъяснений положений документации (ч. 8 ст. 50, ч. 7 ст. 60, ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ), итогового протокола закупки (протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, подведения итогов) (ч.ч. 10 - 12 ст. 53, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 78, ч. 16 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), иных предусмотренных Законом N 44-ФЗ информации и документов.
Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает, что указанные документы не могут размещаться в публичном доступе. Более того, на наш взгляд, необходимость размещения в публичном доступе извещения, документации, разъяснений ее положений, итогового протокола вытекают из принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции (ст.ст. 6, 7, 8 Закона N 44-ФЗ). Применение этих общих принципов к "иностранной" закупке не исключается ни ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, ни какой-либо иной нормой. Тем более, что простая логика говорит, что едва ли потенциальные участники закупки захотят направлять заявки на участие в закупке по факту, не имея информации об условиях закупки и прежде всего - об условиях контракта, заключаемого по итогам процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Поэтому, полагаем, что смысл исключения, установленного п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, состоит в том, что размещение указанных документов именно в ЕИС при проведении закупки за границами Российской Федерации фактически не обеспечивает ознакомления с ними всех участников закупки. То есть извещение, документация, разъяснения ее положений, проект контракта, итоговый протокол, на наш взгляд, должны размещаться в публичном доступе с таким расчетом, чтобы быть доступными для участников закупки в той стране, в которой эта закупка осуществляется. Допуская возможность применения аналогии с ч. 2 ст. 49, ч. 4 ст. 63 Закона N 44-ФЗ, следует полагать, что указанные документы могут быть размещены в средствах массовой информации и (или) на сайтах в сети "Интернет" соответствующего государства, в том числе на официальном сайте заказчика. Кроме того, определенные требования к размещению информации о проведении конкурентных процедур закупки могут устанавливаться законодательством государства, на территории которого осуществляется такая закупка.
По нашему мнению, вышеизложенная точка зрения подтверждается указанием п. 3 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме проект контракта, заключаемого по итогам запроса котировок для обеспечения деятельности на территории иностранного государства, может прилагаться как к запросам о предоставлении котировок, направляемых в данном случае в обязательном порядке, так и к извещению о проведении такого запроса котировок.
Заметим, что п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ только отменяет обязательность размещения информации и документов, связанных с закупкой, для случаев "иностранной" закупки, но не запрещают его для таких случаев вовсе. Соответственно, не исключается и размещение извещения, документации, разъяснений ее положений, итогового протокола в ЕИС с целью информирования и обеспечения участия российских участников закупки, способных исполнить контракт за рубежом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой