Требования Закона N 44-ФЗ, которые могут не применяться при закупке для обеспечения деятельности в иностранном государстве
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, при закупке на территории иностранного государства товаров, работ, услуг (далее - "иностранная" закупка) вправе не руководствоваться положениями следующих норм этого Закона:
- ст. 23 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей указание заказчиком в документах, относящихся к закупке, идентификационного кода закупки, а также использование заказчиком при наименовании объекта закупки каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- ст.ст. 28, 30 Закона N 44-ФЗ, устанавливающими преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;
- ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требования к содержанию контракта;
- ст. 35 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к банковскому сопровождению контракта;
- ст. 36 Закона N 44-ФЗ, содержащей правила отмены определения контрагента;
- ст. 37 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей случаи и порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов;
- ст. 41 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к экспертам, экспертным организациям;
- ст. 44 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к обеспечению заявок на участие в закупке;
- ст. 45 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей требования к банковской гарантии, которая может быть предоставлена в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
- ст. 103 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей обязанность заказчика передавать сведения о заключенных контрактах в соответствующий реестр контрактов.
По нашему мнению, большинство указанных исключений связано с тем, что к контракту, исполняемому на территории иностранного государства, могут или даже должны применяться положения законодательства этого государства (см. ст.ст. 1186, 1209 - 1218 ГК РФ). Такие положения могут предусматривать, в том числе, требования к контракту, к его банковскому сопровождению, к экспертам и (или) экспертным организациям, к способам и форме обеспечения заявки на участие в закупке, которые могут исключать возможность применения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Такое мнение может быть подтверждено указанием в отношении частного случая "иностранной" закупки - требованиям к контракту при проведении запроса котировок на территории иностранного государства. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ к извещению о проведении такого запроса котировок и к запросам о предоставлении котировок может прилагаться проект контракта, подготовленный с учетом требований законодательства иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет эту закупку. Полагаем, что это частное проявление вышеописанного общего принципа.
При этом неприменение вышеперечисленных требований Закона N 44-ФЗ является именно правом, а не обязанностью заказчика.
Таким образом, на наш взгляд, исходя из существа регулируемых отношений, заказчик вправе не руководствоваться вышеперечисленными требованиями Закона N 44-ФЗ постольку, поскольку это исключается требованиями иностранного государства, на территории которого осуществляется закупка.
В этой связи заметим, что хотя п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ указывает на необязательность применения всех требований к экспертам, экспертным организациям, по нашему мнению, возможность неприменения ограничений, установленных ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, представляется, как минимум сомнительной. Данные ограничения призваны исключить подозрения в заинтересованности привлекаемых экспертов, экспертных организаций в результатах экспертизы, которые вполне могут возникнуть и при "иностранной" закупке.
Однако напрямую законом никаких оговорок при освобождении заказчика от вышеперечисленных обязанностей не установлено. Соответственно, формально заказчик не подлежит ответственности за неприменение и тех требований, которые вправе не применять в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, даже если они не противоречат законодательству иностранного государства, на территории которого осуществляется закупка.
Отдельно остановимся на нормах, которые, по нашему мнению, в любом случае не должны применяться при "иностранной" закупке.
Так, преимущества, предоставляемые ст.ст. 28, 30 Закона N 44-ФЗ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, очевидным образом направлены на поддержку соответствующих российских организаций. Предоставление таких преимуществ при закупке, участниками которой, вероятнее всего, будут исключительно или преимущественно иностранные организации представляется бессмысленным.
Значение необязательности применения требований к порядку отмены закупки, на наш взгляд, можно понять также в связи с указанием относительно запроса котировок на территории иностранного государства. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ в этом случае заказчик вправе отменить проведение запроса котировок до заключения контракта. По нашему мнению, по контексту этих норм следует исходить из того, что заказчик вправе отменить определение контрагента в рамках "иностранной" закупки за любой период времени до указанного момента - момента заключения контракта. Разумеется, если иного не установлено законодательством государства, на территории которого проводится закупка.
Все перечисленные особенности должны учитываться заказчиками, осуществляющими "иностранную" закупку, при определении условий такой закупки в извещении о ее проведении, документации о закупке, проекте контракта, при разъяснении положений указанной документации.
Что касается освобождения заказчика от обязанности передавать сведения о контракте в реестр контрактов, то здесь трудно определить мотивы законодателя. Так или иначе, но по буквальному прочтению нормы заказчик может самостоятельно определять, сведения о каких контрактах он направит в реестр контрактов, а о каких не будет направлять.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой