Особенности закупки по Закону N 44-ФЗ любых жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)
В связи со спецификой гражданско-правового оборота жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) Законом N 44-ФЗ предусмотрены определенные особенности их закупки.
Прежде всего предусмотрены дополнительные по отношению к общеустановленным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ основания отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или отказа от заключения контракта с победителем определения контрагента. В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ такие отстранение или отказ осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена ЖНВЛП, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых ЖНВЛП превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается. Это правило применяется в случае, если:
- участник закупки является производителем ЖНВЛП или
- если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает установленные пределы:
при закупках для обеспечения федеральных нужд - 10 млн. рублей;
при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд - размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн. рублей.
Эти положения не применяются в случае заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ на основании ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ (ч. 10.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Для применения ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 6 ст. 4, п. 9 ст. 5, п.п. 1 - 6 ст. 60 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством, в том числе:
- утверждения Правительством РФ перечня ЖНВЛП (далее - Перечень, именно включенные в него лекарственные препараты именуются ЖНВЛП) (п. 1 ст. 60 Закона N 61-ФЗ). Перечень на 2017 год утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р;
- утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов (далее - производители) предельных отпускных цен на ЖНВЛП, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен (п. 2 ст. 60 Закона N 61-ФЗ);
- государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП (п. 3 ст. 60 Закона N 61-ФЗ);
- ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП (п. 4 ст. 60 Закона N 61-ФЗ);
- утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП (п. 5 ст. 60 Закона N 61-ФЗ);
- установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП (п. 6 ст. 60 Закона N 61-ФЗ).
При этом в силу ч. 4 ст. 61 Закона N 61-ФЗ не допускаются:
- реализация и отпуск ЖНВЛП, на которые производителями не зарегистрирована предельная отпускная цена;
- реализация и отпуск ЖНВЛП производителями по ценам, превышающим зарегистрированные предельные отпускные цены;
- реализация и отпуск ЖНВЛП организациями оптовой торговли и розничной торговли лекарственными препаратами по ценам, уровень которых с учетом предельной оптовой надбавки и предельной розничной надбавки превышает размер фактической отпускной цены.
Отсюда, а также из ч. 19 ст. 18, ч. 3 ст. 61 Закона N 61-ФЗ видно, что зарегистрированные предельные отпускные цены на ЖНВЛП не являются тарифами, то есть устанавливаемыми или регулируемыми уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Реализация ЖНВЛП производителями по ценам (фактическим отпускным) ниже предельных отпускных цен возможна.
Безусловно, в Законе N 44-ФЗ оборот "предельные отпускные цены" употреблен в том же значении, что и в Законе N 61-ФЗ (см. также письма Минэкономразвития России от 21.12.2015 N Д28и-3739, от 30.12.2015 N Д28и-3859, от 17.02.2016 N Д28и-339, от 01.03.2016 N Д28и-534).
Из этого следует, что НМЦК при закупке ЖНВЛП рассчитывается по общему правилу, то есть методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 01.03.2016 N Д28и-525, от 01.03.2016 N Д28и-526, от 18.03.2016 N Д28и-693, от 10.05.2016 N Д28и-1199.
Следует также учитывать, что согласно п. 3 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865, под фактической отпускной ценой производителя на ЖНВЛП понимается цена без НДС, указываемая российским производителем в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза.
Следовательно, при определении НМЦК на поставку ЖНВЛП к зарегистрированной предельной отпускной цене производителя добавляется НДС. Равным образом при подготовке предложения о цене контракта на поставку ЖНВЛП участником закупки, который является плательщиком НДС, учитывается сумма этого налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона N 61-ФЗ организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте РФ. Иными словами, субъекты фармацевтической деятельности, осуществляющие оптовую торговлю ЖНВЛП, вправе при определении собственной отпускной цены добавить к фактической отпускной цене производителя, по которой они приобрели эти ЖНВЛП, свою оптовую надбавку, предельный размер которой установлен в соответствующем субъекте РФ. Субъекты фармацевтической деятельности, осуществляющие розничную торговлю ЖНВЛП, в свою очередь, вправе добавить к фактической отпускной цене, по которой они приобрели эти ЖНВЛП у организации оптовой торговли, включающей оптовую надбавку, свою розничную надбавку, предельный размер которой установлен в соответствующем субъекте РФ.
Соответственно, в принципе контракт на поставку ЖНЛП может быть заключен по цене (за единицу продукции), предложенной участником закупки, которая может превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на сумму НДС и предельной оптовой надбавки. Аналогичные разъяснения неоднократно давало Минэкономразвития России (см. письма от 15.01.2016 N Д28и-8, от 17.02.2016 N Д28и-341, а также вышеприведенные письма от 13.03.2015 N Д28и-592, от 15.07.2015 N Д28и-2040, от 30.12.2015 N Д28и-3859).
Возможно также приобретение заказчиками ЖНВЛП в розничной торговле, а в этом случае цена, безусловно, будет включать и розничную надбавку (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-339).
Однако, исходя из буквального прочтения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в качестве установленных законом исключений, заключение контракта не может осуществляться по ценам выше зарегистрированных предельных отпускных цен если:
- участник закупки является производителем ЖНВЛП;
- НМЦК выше указанных в этой норме пределов.
Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 01.03.2016 N Д28и-534, от 17.02.2016 N Д28и-341.
Обращаем внимание, что снижение цены до размера не выше зарегистрированной предельной в описанных ситуациях предполагается именно на стадии заключения контракта, то есть если при проведении закупки конкурентным способом цену выше указанной предельной предлагает участник закупки, с которым должен быть заключен контракт по итогам соответствующей процедуры. В этом случае снижение цены ЖНВЛП осуществляется до уровня не выше предельной отпускной цены производителя с учетом НДС (см. также письма Минэкономразвития России от 11.02.2015 N Д28и-147, от 06.03.2015 N Д28и-474, от 15.12.2015 N Д28и-3615), либо заказчик отказывается от заключения контракта. Поэтому отклонение заявок на участие в закупке с предложением такой цены, по нашему мнению, неправомерно.
Из вышеописанного порядка образования цен на ЖНВЛП также логически следует указание ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ о том, что положения этой статьи, требующей принятия антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов, не применяются если при осуществлении закупок ЖНВЛП участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены. Очевидно, это должно стимулировать участие в закупках производителей, имеющих возможность снижать предложение по цене за счет своей наценки от рассчитанной ими же предельной цены. Часть 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ дает им возможность снижать предложение до 25% именно от предельной цены, не увеличивая расходы вследствие принятия антидемпинговых мер при соответствующем снижении от среднерыночной цены, не имеющей для них определяющего значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах