Особенности проведения запроса предложений по Закону N 44-ФЗ при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 83, ч. 17 ст. 95 Закона N 44-ФЗ проведение запроса предложений возможно для закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 или ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, то есть путем одностороннего отказа от его исполнения.
Особо подчеркнем, что речь идет о расторжении контракта вследствие отказа от его исполнения именно заказчика. Подробнее условия применения запроса предложений в данном случае рассмотрены в отдельном материале.
Исходя из существа данной закупки, п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ устанавливает требования к определению предмета контракта и его цены: в случае если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) (далее - контрагент) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги. Очевидно, что в данном случае под ценой контракта имеется в виду начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК), который должен быть заключен по итогам запроса предложений, поскольку окончательно цена контракта определяется именно в ходе данной процедуры (п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 4, ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). При этом не указано, должна ли НМЦК запроса предложений определяться как уменьшенная пропорционально НМЦК, определенной при проведении закупки, по итогам которой заключался расторгнутый заказчиком контракт, или именно цена расторгнутого контракта, уменьшенная пропорционально выполненным обязательствам.
По логике проведении запроса предложений после расторжения на основании ч. 9 и п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, учитывая обязательность направления приглашений в первом случае только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения расторгнутого контракта (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), должен быть выбран первый вариант, поскольку если расторгнутый контракт заключался по итогам электронного аукциона или запроса котировок - он был заключен с участником, предложившим наименьшую цену (ч. 10 ст. 69, ч. 1 ст. 70, ч. 1 ст. 72, ч.ч 6, 8, 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, представляется очевидным, что прочие участники этой процедуры не были готовы предложить такую же, а тем более - более низкую цену, и трудно ожидать, что они будут готовы сделать это при проведении запроса предложений по расторжении контракта, заключенного по ее итогам. Тем более что закон не устанавливает для данного случая ни исключения из установленной ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ обязанности обоснования начальной (максимальной) цены, ни какого-либо особого порядка ее обоснования. Однако официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данный вывод, нам найти не удалось.
При проведении же запроса предложений после расторжения контракта на основании п.п. 2, 3 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть принят только второй вариант - уменьшение цены расторгнутого контракта, поскольку в этих ситуациях контракты заключаются без проведения конкурентных процедур на основании п.п. 47, 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При проведении запроса в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ при расторжении контракта на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения расторгнутого контракта и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем заказчик, безусловно, должен разместить и извещение о проведении запроса предложений (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития России от 30.04.2014 N Д28и-590), соответственно, все лица, ознакомленные с ним, также вправе подать заявки на участие в таком запросе предложений. Таким образом, круг участников данного запроса предложений не ограничивается участниками процедуры определения контрагента, по итогам которой был заключен расторгнутый контракт.
Заметим, что, как указано в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2863, в рассматриваемом случае у заказчика отсутствуют ограничения на направление приглашения принять участие в такой закупке лицу, с которым был расторгнут контракт. Однако приглашение не направляется данному лицу, если в извещении на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, заказчиков, исполнителей, а в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в указанный реестр включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Проведение запроса предложений на основании п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, относится к одному из двух случаев проведения запроса предложений, когда заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта при проведении запроса предложений.
Во всем остальном запрос предложений по расторжении контракта вследствие отказа заказчика от его исполнения проводится в том же порядке, что и любой другой запрос предложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой