Унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд
Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ заказчиками являются государственный, муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р), осуществляющие закупки в соответствии с этим Законом.
Исходя из приведенного определения, предприятия не являются государственными или муниципальными заказчиками. В то же время в силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Отсюда следует, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных унитарных предприятий рассматриваются как соответственно государственные и муниципальные нужды.
Закон N 44-ФЗ распространяется на все без исключения предприятия вне зависимости от видов осуществляемой ими деятельности (см. письма Минэкономразвития России от 10.08.2016 N Д28и-2013, от 16.08.2016 N Д28и-2066, от 18.08.2016 N Д28и-2133, от 19.08.2016 N Д28и-2168) и получения субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (см. письма Минэкономразвития России от 12.08.2016 N Д28и-2150, от 12.08.2016 N Д28и-2156, от 17.08.2016 N Д28и-2157, от 19.08.2016 N Д28и-2154). В частности, применять при закупках Закон N 44-ФЗ обязаны и предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий (см. письма Минэкономразвития России от 18.08.2016 N Д28и-2125, от 19.08.2016 N Д28и-2185, от 19.08.2016 N Д28и-2187, от 19.08.2016 N Д28и-2188).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ за счет любых средств, за исключением перечисленных в ней источников финансирования.
При этом ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ предусматривает право предприятия осуществлять в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ следующие закупки:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное (п. 1 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
- без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ предприятиями, являющимися аптечными организациями (п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Для реализации права на осуществление указанных выше закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ предприятие должно утвердить и разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) правовой акт, предусмотренный ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, - положение о закупке. Положение о закупке предприятия утверждается его руководителем (п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Речь идет именно о праве, а не об обязанности принятия предприятием положения о закупке и осуществления закупок за счет указанных выше источников в соответствии с этим положением. Предприятие самостоятельно определяет целесообразность закупок в таком порядке.
Если положение о закупке не принято и (или) не размещено в ЕИС, предприятие обязано руководствоваться Законом N 44-ФЗ при осуществлении любых закупок.
Осуществлять указанные выше закупки в соответствии с утвержденным положением о закупке предприятие сможет только в следующем после размещения его в ЕИС календарном году (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Следует учитывать, что в силу ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ принятое предприятием решение об осуществлении указанных в п.п. 1 - 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ может быть изменено в текущем году.
Таким образом, если предприятие приняло положение о закупке и решение о закупках за счет средств, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ, то осуществлять закупки за счет этих средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, оно может вновь начать только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-351, касающееся закупок бюджетных учреждений, правовой режим закупок которых аналогичен). И напротив: если предприятие приняло решение об осуществлении закупок в том или ином календарном году в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, то начать осуществление закупок в соответствии положением о закупке и Законом N 223-ФЗ оно может вновь начать только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году.
Предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе осуществлять по правилам, предусмотренным Законом N 223-ФЗ, закупки без привлечения бюджетных средств с 7 июня 2017 года. Для осуществления таких закупок в 2017 году предприятиям необходимо до 1 сентября 2017 года изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки (ч. 12 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). После того, как эти документы будут размещены в ЕИС, предприятие вправе осуществлять закупки по правилам Закона N 223-ФЗ (ч. 13 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Тема
Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе
См. также
Унитарные предприятия. Закупки по Закону N 223-ФЗ
"Переходящие" с 2016 года на 2017 год закупки унитарных предприятий
Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах