Случаи и порядок обязательного общественного обсуждения по Закону N 44-ФЗ
Порядок и случаи проведения предусмотренного ст. 20 Закона N 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения (далее - обсуждение) закупок установлены Правилами проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835.
Как указано в п. 2 Правил, обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - контрагенты), за исключением случаев осуществления закупок:
- с применением закрытых способов определения контрагентов (пп. "а" п 2 Правил);
- в рамках государственного оборонного заказа (пп. "б" п. 2 Правил);
- путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ без изменения объекта закупки), запроса предложений (пп. "в" п. 2 Правил);
- путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона N 44-ФЗ (пп. "г" п. 2 Правил).
Участниками обсуждения могут быть любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления (п. 8 Правил).
В силу п. 7 Правил обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы (далее - официальный сайт ЕИС), а также в виде очных публичных слушаний.
Обсуждение проводится в 2 этапа (п. 6 Правил). При этом юридические лица, не являющиеся учреждениями и унитарными предприятиями, при осуществлении ими закупок в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ проводят обсуждение начиная со второго этапа. Очевидно, что во всех остальных ситуациях второй этап проводится только в том случае, если по итогам первого этапа заказчиком на основании ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ и пп. "а" п. 29 Правил не было принято решение об отмене закупки.
На первом этапе проводится обсуждение информации о закупке, включенной в план закупок. Этот этап проводится в специальном разделе официального сайта ЕИС и в рамках очных публичных слушаний и начинается с даты размещения в ЕИС плана закупок (п. 15 Правил). Обсуждение на официальном сайте ЕИС проводится в течение не менее 20 дней с указанной даты (п. 16 Правил). Не позднее 10 дней после завершения обсуждения на официальном сайте проводятся очные публичные слушания в соответствии с п.п. 19 - 28 Правил.
На втором этапе проводится обсуждение информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки (далее - извещения) и документацию о закупке (далее - документация). Этот этап проводится в специализированном разделе официального сайта ЕИС (п. 33 Правил). Второй этап начинается с даты размещения в ЕИС извещения и документации и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение контрагента может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона N 44-ФЗ (п.п. 33 и 34 Правил), то есть, с учетом ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ, не позднее чем за 8 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
На все замечания и предложения, поступившие на обоих этапах обсуждения через официальный сайт ЕИС, заказчик обязан был дать ответ также на официальном сайте ЕИС в течение 2 дней (п.п. 18 и 36 Правил). На замечания, предложения и вопросы, поступающие в ходе очных публичных слушаний в рамках первого этапа обсуждения, ответы даются незамедлительно по поступлении в устной форме, но под аудиозапись и под запись в протокол (п.п. 27, 28, 30 Правил).
Как указано в ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ, п.п. 29 и 37 Правил, по результатам каждого этапа обсуждения заказчиком принимается одно из следующих решений:
- об отмене проведения закупки (пп. "а" п. 29, пп. "а" п. 37 Правил);
- о продолжении подготовки к проведению закупки или проведения закупки без учета результатов обсуждения (пп. "б" п. 29, пп. "б" п. 37 Правил);
- о продолжении подготовки к проведению закупки или проведения закупки с учетом результатов обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок и план-график (при необходимости) или документацию (пп. "в" п. 29, пп. "в" п. 37 Правил).
Условия для принятия какого-либо из этих вариантов не описаны. Соответственно, обоснование выбора одного из этих решений заказчик должен формировать самостоятельно, исходя из установленных законом требований к закупкам, логики и здравого смысла.
В случае если по результатам первого этапа обсуждения решение об отмене проведения закупки не принято, извещение и документация, содержащие информацию о принятом в соответствии с пп. "б" или "в" п. 29 Правил решении, размещаются в ЕИС в срок, указанный в плане-графике (п. 32 Правил).
В течение 2 дней после окончания каждого этапа обсуждения в отношении каждой подлежащей обсуждению закупки заказчик размещает на официальном сайте ЕИС отдельный протокол соответствующего этапа, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа, а также принятое заказчиком решение, избранное из описанных выше. В случае нарушения указанного срока программно-аппаратный комплекс ЕИС автоматически фиксирует это нарушение. Одновременно информация о таком нарушении размещается в соответствующем разделе официального сайта ЕИС (п.п. 30, 38, 40 Правил).
За нарушение порядка или сроков проведения обсуждения либо за непроведение обсуждения должностные лица заказчика могли быть привлечены к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой