Приоритет российских товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 223-ФЗ. Условия предоставления
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление).
В силу п. 1 Постановления приоритет должен устанавливаться при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Как указано в п. 8 Положения приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). В связи с этим специалисты Минэкономразвития России неоднократно указывали, что Постановление имеет строго ограниченные сферы применения, которые определены ст. XX Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994, на основании данного соглашения функционирует Всемирная торговая организация (ВТО)) и ст. 29 Договора о ЕАЭС. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 1 ГАТТ 1994 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон. При этом ст. XX ГАТТ 1994 позволяет устанавливать в качестве исключения отдельные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей (см. письмо Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-25, разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 24.01.2017 N Д28и-434). К таким исключениям относятся и государственные закупки (см. п. 8 ст. III ГАТТ 1994, п. 1 ст. XIII Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров,15 апреля 1994 г.)), однако закупки по Закону N 223-ФЗ, к которым применяется Постановление, в принципе к государственным закупкам не относятся (см. письма Минэкономразвития от 16.12.2016 N Д28и-3458, от 06.12.2016 N Д28и-3201, от 03.11.2016 N Д28и-2893, от 21.10.2016 N Д28и-2806). Отсюда можно сделать вывод, что фактически приоритет в соответствии с Постановлением в полном объеме может представлять только при закупках в сферах, перечисленных в ст. XX ГАТТ 1994 (косвенное подтверждение этому выводу можно найти в вышеприведенном письме Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-25), а в прочих сферах - только в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из государств, не являющих членами ВТО.
В свою очередь п. 1 ст. 25, ст. 28 Договора о ЕАЭС предусматривают функционирование единого внутреннего рынка в ЕАЭС, в рамках которого осуществляется свободное перемещение товаров, работ, услуг, а ст. 29 Договора о ЕАЭС устанавливает список исключений из этого правила, когда государства-участники могут вводить ограничения во взаимной торговле, практически аналогичный данному в ст. XX ГАТТ 1994. Заметим, что п. 3 ст. 88 Договора о ЕАЭС, абзац шестой п. 2, п. 30 Приложения 25 к этому Договору устанавливают, что каждое государство - член ЕАЭС обеспечивает товарам, работам, услугам, происходящим из других государств - членов ЕАЭС, тот же режим благоприятствования, что и своим, но только в рамках государственных (муниципальных) закупок, к которым, как было сказано выше, закупки по Закону N 223-ФЗ не относятся. В принципе, в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из государств - членов ЕАЭС, являющихся также участниками и ГАТТ 1994, Постановление должно применяться в том же режиме, что и описан выше. А товары, работы, услуги, происходящие из Республики Беларусь, которая единственная из государств - членов ЕАЭС не является участником ГАТТ 1994 (ВТО), при применении Постановления должны в любом случае рассматриваться как иностранные. Тем не менее Минэкономразвития России неоднократно указывало, что товарам, работам, услугам, происходящим из всех государств - членов ЕАЭС, должен предоставляться тот же приоритет, что и российским (см. письма от 18.11.2016 N Д28и-3107, от 06.12.2016 N Д28и-3197, п. 4 письма от 09.01.2017 N Д28и-5), причем такие разъяснения давались отдельно в отношении белорусских товаров, работ, услуг (см. письма от 21.10.2016 N Д28и-2839, от 21.10.2016 N Д28и-2858).
Приоритет установлен в форме ценовой преференции в размере 15%. Подробнее порядок предоставления приоритета рассмотрен в отдельном материале.
Обращаем внимание, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке перечисленных в п. 5 Постановления сведений, определенных положением о закупке. Соответственно, положения о предоставлении приоритета должны содержаться в положении о закупке и в документации о каждой конкурентной закупке (см. п. 1 Постановления). Данные положения рассмотрены в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах