Необходимость привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, если победитель закупки сам является СМП или СОНО
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить закупки у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО), в том числе путем проведения закупки без ограничения круга участников, но с предъявлением требования о привлечении СМП, СОНО к участию в исполнении контракта в качестве субподрядчиков, соисполнителей.
Как следует из ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО устанавливается только применительно к контрагенту, который не является СМП или СОНО. Каких-либо указаний для случая, когда победителем процедуры, проводимой не среди СМП, СОНО, сам является СМП или СОНО, не дано.
В силу ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО, и включается в отчет об объеме закупок у этих субъектов, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
В пп. "е" п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (Приложение к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238) указано, что в случае если контрагент, с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, является СМП или СОНО, то в объеме закупок привлечения СМП, СОНО учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
Из ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ специалисты Минэкономразвития России делают вывод, что в случае, когда победителем закупки, извещение о проведении которой содержит требование о привлечении в качестве субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО, сам является СМП или СОНО, то указанное требование к нему не предъявляется (см. разъяснения по вопросу 1 в письме от 12.02.2016 N Д28и-281, от 16.11.2015 N Д28и-3336, п. 2 письма от 11.04.2016 N Д28и-900, п. 3 письма от 13.05.2015 N Д28и-1341). Той же точки зрения придерживаются и ряд территориальных органов ФАС России (см., например, решение УФАС по Тамбовской области N Р3-273/16, решение УФАС по Красноярскому краю от 19.05.2016 N 668, решение УФАС по Московской области от 15.06.2016 N 07-24-4748эп/16).
Однако в некоторых случаях представители антимонопольных органов занимают иную позицию по этому вопросу, указывая, что Закон N 44-ФЗ не регулирует порядок исполнения требования ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель определения контрагента будет сам являться СМП, СОНО, соответственно, привлечение к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП или СОНО, если такое условие установлено в документации о закупке, должно осуществляться подрядчиком на общих основаниях и вне зависимости от того, относится ли он сам к СМП или СОНО (см., например, решения Омского УФАС России от 09.08.2016 N 03-10.1/204-2016 и от 27.07.2016 N 03-10.1/180-2016, Сахалинского УФАС России от 14.07.2016 N 285/16 и от 09.06.2016 N 245/16).
Представители Минэкономразвития России рекомендуют при подготовке проектов контрактов формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП или СОНО (см. письма Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-224, от 25.11.2015 N Д28и-3374, от 17.09.2015 N Д28и-2812, разъяснения по вопросу 8 в письме от 20.07.2016 N Д28и-1842).
Следует обратить внимание на то, что отсутствие в контракте такой оговорки при определенных обстоятельствах может рассматриваться антимонопольным органом как нарушение заказчиком требований Закона N 44-ФЗ (см. решения Тверского УФАС России от 16.05.2016 N 05-6/1-69-2016, Тамбовского УФАС России N Р3-166/16-И-Р3-171/16 и от 18.08.2016 N Р3-165/16, Чувашского УФАС России от 11.05.2016 N 94-К-2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах