Приоритет российских товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 223-ФЗ. Порядок предоставления
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление).
В силу п. 1 Постановления приоритет должен устанавливаться при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Приоритет предоставляется для любых товаров, работ, услуг и заключается в следующем:
- при закупках путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации о закупке (далее - документация), или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке (п. 2 Постановления).
- при закупках путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора (далее - НМЦД), указанной в извещении о закупке (далее - извещение), на "шаг", установленный в документации, в случаях, если:
победителем представлена заявка, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора (п. 3 Постановления);
победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора (п. 4 Постановления).
Указанная преференция, исходя из общего принципа определения в ходе закупки цены по контракту в целом, рассчитывается от цены договора, указанной участником закупки в заявке на участие (см. также п. 4 письма Минэкономразвития России от 15.12.2016 N Д28и-3367).
Приоритет не предоставляется в случаях, указанных в п. 6 Постановления, а именно:
- закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки (пп. "а" п. 6 Постановления);
- в заявке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами (пп. "б" п. 6 Постановления);
- в заявке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (пп. "в" п. 6 Постановления);
Видимо, в формулировках пп.пп. "б", "в" п. 6 Постановления допущена ошибка юридической техники. Очевидно, имелась в виду ситуация, когда ни в одной заявке из поданных не содержится предложения о поставке российских товаров, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами или наоборот - ни в одной заявке из поданных не содержится предложения о поставке иностранных товаров, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами. Аналогичные разъяснения даны в п. 1 письма Минэкономразвития России от 15.12.2016 N Д28и-3367, п. 5 письма Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1629.
- в заявке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость российских товаров, работ, услуг составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг (пп. "г" п. 6 Постановления);
- в заявке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения НМЦД, указанной в извещении, на "шаг", установленный в документации, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость российских товаров, работ, услуг составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг (пп. "д" п. 6 Постановления).
Подпункты "г", "д" п. 6 Постановления не распространяются на ситуацию, когда стоимость товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет ровно 50% (см. п. 2 письма Минэкономразвития России от 15.12.2016 N Д28и-3367).
Отметим, что в ситуации, когда к участию в закупке, победитель в которой определяется путем снижения цены, допущено несколько участников, но во время торговой сессии цену выставляет лишь один участник, предоставление приоритета представляется затруднительным. Из п. 3 письма Минэкономразвития России от 15.12.2016 N Д28и-3367 можно сделать вывод, что специалисты этого ведомства считают целесообразным предусматривать в положении о закупке и документации о закупке признание закупки в такой ситуации несостоявшейся, в результате чего приоритет не предоставляется в силу пп. "а" п. 6 Постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах