Штрафы, начисляемые поставщику по контракту по Закону N 44-ФЗ после 9 сентября 2017 года
Если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года, то за каждый факт неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном п.п. 3 - 8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Правилами предусмотрены различные штрафы за:
1) ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно (п. 7 Правил);
2) неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО), если в контракте содержится положение о гражданско-правовой ответственности контрагента за неисполнение такого условия в виде штрафа (п. 8 Правил).
3) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, которые не имеют стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств) (п. 6 Правил);
4) неисполнение или ненадлежащее исполнение остальных обязательств, предусмотренных контрактом. Их размеры различаются в контрактах, заключенных с:
- участником, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (п. 5 Правил);
- СМП или СОНО по результатам закупок, которые проводились исключительно среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (п. 4 Правил);
- любым другим контрагентом (п. 3 Правил).
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил). Такие виды и объемы работ установлены постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Если в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности контрагента за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил).
Порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, предусмотрен п. 6 Правил.
В силу этой нормы при наличии в контракте таких обязательств размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 6 Правил);
- 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пп. "б" п. 6 Правил);
- 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) (пп. "в" п. 6 Правил);
- 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. "г" п. 6 Правил).
Порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения остальных обязательств, предусмотренных контрактом, установлен п.п. 3 - 5 Правил.
В соответствии с п. 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), если НМЦК не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 5 Правил);
- 5% НМЦК, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пп. "б" п. 5 Правил);
- 1% НМЦК, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) (пп. "в" п. 5 Правил).
Согласно п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам закупки, участниками которой могли быть в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно СМП и СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 3% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 4 Правил);
- 2% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) (пп. "б" п. 4 Правил);
- 1% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) (пп. "в" п. 4 Правил).
В любых других случаях за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном п. 3 Правил, а именно:
- 10% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 3 Правил);
- 5% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пп. "б" п. 3 Правил);
- 1% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) (пп. "в" п. 3 Правил);
- 0,5% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно) (пп. "г" п. 3 Правил);
- 0,4% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно) (пп. "д" п. 3 Правил);
- 0,3% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно) (пп. "е" п. 3 Правил);
- 0,25% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно) (пп. "ж" п. 3 Правил);
- 0,2% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно) (пп. "з" п. 3 Правил);
- 0,1% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей (пп. "и" п. 3 Правил).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах