Обжалование нарушений прав участников закупок по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) действия или бездействие, которые нарушают права и законные интересы участника закупки, могут быть обжалованы.
Обжалованы в силу ч. 1, п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ могут быть действия или бездействие следующих субъектов:
- заказчика,
- уполномоченного органа;
- уполномоченного учреждения;
- специализированной организации;
- комиссии по осуществлению закупок;
- членов комиссии по осуществлению закупок;
- должностных лиц контрактной службы;
- контрактного управляющего;
- оператора электронной площадки;
- оператора специализированной электронной площадки.
На действия иных лиц жалоба не может быть подана (см. постановление АС Московского округа от 09.02.2016 N Ф05-19866/15 и определение ВС РФ от 08.06.2016 N 305-КГ16-5344).
Обжалование действий (бездействия) вышеперечисленных субъектов может осуществляться двумя путями (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ):
- в порядке, предусмотренном главой 6 Закона N 44-ФЗ (в административном порядке), в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, перечисленные в ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ (далее - контрольные органы);
- в судебном порядке.
При этом в силу ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ обжалование в административном порядке не является препятствием для обжалования тех же действий (бездействия) в судебном порядке, то есть обжалование может быть осуществлено обоими путями одновременно.
Однако следует учитывать, что обжалование в административном порядке ограничено сроками, указанными в ч.ч. 3 - 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. По истечении этих сроков обжалование возможно только в судебном порядке (ч.ч. 3, 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, см. также, например, решения ФАС России от 19.04.2017 N К-340/17, от 19.04.2017 N 432).
Жалобы согласно той же ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ могут быть поданы любым участником закупки, а также осуществляющими общественный контроль общественными объединениями, объединениями юридических лиц (далее - заявитель). Формально, исходя из определения участника закупки, данного в п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, подать жалобу в контрольный орган на действия (бездействие), совершенные в рамках закупок, может почти любое лицо, в том числе и не подававшее заявку на участие в закупке. Однако специальные нормы ч.ч. 3 - 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ ограничивают круг возможных заявителей жалоб, рассматриваемых в административном порядке, в зависимости от действий, которые могут быть обжалованы.
Подробнее ограничения круга заявителей жалоб в административном порядке и сроков подачи таких жалоб рассмотрены в отдельном материале.
В отношении обжалования в судебном порядке вышеописанные ограничения по кругу заявителей и срокам подачи жалоб не действуют. Однако анализ судебной практики показывает, что заявителю, не подававшему заявки на участие в конкретной закупке или запрос о разъяснении положений документации о такой закупке, придется представить убедительные доказательства нарушения своих прав. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101, иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению (см. также постановления АС Московского округа от 10.10.2017 N Ф05-10910/17, АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 N Ф02-970/16, АС Северо-Кавказского округа от 27.07.2015 N Ф08-4988/15, АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 N Ф07-182/15, АС Центрального округа от 24.07.2017 N Ф10-2559/17).
Из п. 3 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ делается вывод, что жалоба должна быть подана в отношении действий (бездействия), совершенных в ходе одной конкретной закупки, а не в ходе нескольких (см. письма Минэкономразвития России от 13.08.2015 N Д28и-2449, от 29.07.2015 N Д28и-2221, постановления АС Центрального округа от 29.04.2015 N Ф10-857/15, Девятого ААС от 14.10.2014 N 09АП-39642/14).
Для рассмотрения в административном порядке жалобы могут подаваться в различные контрольные органы, в зависимости от того, для чьих нужд - Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований - проводилась закупка, действия (бездействие), совершенные в ходе которой обжалуются. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Содержание жалоб в контрольные органы, порядок их подачи, приема и рассмотрения, полномочия контрольных органов также рассмотрены в отдельных материалах.
Каких-либо мер ответственности за подачу жалобы в контрольный орган, независимо от ее обоснованности, законодательство не предусматривает, и Минэкономразвития России неоднократно негативно высказывалось против их введения (см. письма этого ведомства от 12.09.2016 N Д28и-2322, от 14.06.2016 N Д28и-1524).
Также участники закупки, иные лица могут обратиться с сообщением о нарушении законодательств в процессе закупки в органы Прокуратуры РФ: согласно ч. 2 ст. 1, ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Прокуратура РФ, осуществляя свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, и проводит проверки в части соблюдения и исполнения этих законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (см. также письма Минэкономразвития России от 24.10.2016 N Д28и-2747, от 28.12.2015 N Д28и-3751, от 09.10.2015 N Д28и-2930, от 28.12.2015 N Д28и-3735).
Тема
Обжалование нарушений прав участников закупок
См. также
Жалобы в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган: заявители и сроки подачи
Жалоба в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган: форма и содержание
Подача жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган, их прием или возвращение, отзыв
Рассмотрение жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ контрольным органом
Обжалование нарушений прав участников закупок по Закону N 44-ФЗ в судебном порядке
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах