Контрольные органы, рассматривающие жалобы в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в административном порядке
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц (далее - заявитель) имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 этого Закона (далее - в административном порядке), в контрольный орган в сфере закупок (далее - контрольный орган) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Для рассмотрения в административном порядке жалоба согласно ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ подается в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, - в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд;
2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) - в отношении закупок, которые относятся к ГОЗ, либо не относятся к ГОЗ, но сведения о которых составляют государственную тайну;
3) орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (контрольный орган субъекта РФ), - в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта РФ;
4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (контрольный орган местного самоуправления), - в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
При этом в соответствии с ч. 10 ст. 106 Закона N 44-ФЗ если федеральным контрольным органом, контрольным органом субъекта РФ, контрольным органом местного самоуправления рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти. В случае, если контрольным органом субъекта РФ, контрольным органом местного самоуправления рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое контрольным органом субъекта РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и одновременно контрольным органом в сфере ГОЗ является ФАС России (п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Как следует из вышеизложенного, ФАС России фактически вправе рассматривать любые жалобы в административном порядке (см. также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-195).
Следует учитывать, что положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент), введено понятие подведомственности жалобы. Подведомственность определяется разграничением полномочий между центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в зависимости от уровня закупки (федеральный, субъекта РФ, муниципальный) и места нахождения заказчика и установлена п.п. 3.9, 3.10, 3.11, 3.13 Регламента. В случае подачи жалобы не по подведомственности жалоба пересылается, соответственно, центральным аппаратом ФАС России в соответствующий ее территориальный орган либо территориальным органом ФАС России в центральный аппарат или в другой территориальный орган (п. 3.12 Регламента). При этом в случае если жалоба передана в контрольный орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день ее поступления в контрольный орган, в который она была подана первоначально (п. 3.19 Регламента, см. также постановление Девятого ААС от 08.12.2016 N 09АП-56212/16).
Контрольные же органы субъектов РФ, муниципальных образований определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований соответственно. При этом следует учитывать, что Законом N 44-ФЗ предусмотрено разграничение функций по определению контрагента и функций по осуществлению контроля в сфере закупок, поскольку одни из этих функций являются контрольными, а другие - объектом этого контроля. Поэтому совмещение вышеуказанных функций одним органом является неправомерным, за исключением функций государственного заказчика для нужд этого органа (см. письмо Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д28и-2009).
Подробнее порядок подачи жалоб в контрольные органы и их приема, порядок их рассмотрения, полномочия контрольных органов в части принятия решения по результатам рассмотрения жалобы рассмотрены в отдельных материалах.
Тема
Обжалование нарушений прав участников закупок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Жалобы в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган: заявители и сроки подачи
Подача жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган, их прием или возвращение, отзыв
Рассмотрение жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ контрольным органом
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах