Жалобы в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган: заявители и сроки подачи
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц (далее - заявитель) имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 этого Закона (далее - в административном порядке), в контрольный орган в сфере закупок (далее - контрольный орган) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
По определению, данному в п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, участник закупки - любое юридическое лицо, за исключением офшорных компаний, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в предусмотренный пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Отсюда, с учетом положений ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, следует, что обжаловать действия (бездействия), совершаемые в ходе закупки, может любое лицо, в том числе и не подававшее заявку на участие в закупке.
Вместе с тем ч.ч. 3 - 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ установлены ограничения круга заявителей жалоб, рассматриваемых в административном порядке, и сроков подачи таких жалоб в зависимости от обжалуемых действий (бездействия).
Возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего возникает в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Какого-либо ограничения круга заявителей в данном случае не установлено.
Как указано в п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки (далее - извещение) либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта.
Следовательно, именно в этот период заявители вправе подавать жалобы.
Положения извещения и - в установленных законом случаях - документации о закупке (далее - документация) могут быть обжалованы, естественно, с момента размещения в ЕИС этих документов.
Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, проводимых не в электронной форме, может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Круг заявителей жалоб в данном случае также не ограничен, на что указывается в разъяснениях по вопросу 8 в письме Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3818, где также говорится, что "ограничение в подаче жалобы на документацию только участниками, обратившимися за разъяснениями положений документации, будет являться нарушением основных принципов Закона N 44-ФЗ, а также необоснованной дискриминацией и ограничением в правах других лиц, имеющих право подавать жалобы на основании ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ".
Но если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок (начала вскрытия конвертов с заявками), обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в соответствующей процедуре (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Однако в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
В Законе N 44-ФЗ отсутствует требование отзыва заявки на участие в закупке участника закупки в случае подачи им жалобы на действия заказчика (см. также разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 27.10.2016 N Д28и-2951.
Конечный срок для обжалования в административном порядке действий (бездействия), совершенных до окончания процедуры определения контрагента, - не позднее чем через 10 дней с одной из следующих дат:
- размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- размещения в ЕИС протокола запроса предложений (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- подписания соответствующего протокола - в случае определения контрагента закрытым способом (ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- размещения в ЕИС протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- итогового протокола запроса предложений в электронной форме (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);
- протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Частью 5 ст. 105 Закона N 44-ФЗ отдельно установлен срок для обжалования в административном порядке действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке: 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование в административном порядке действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением закупок в электронной форме, осуществляется в общеустановленные сроки.
В ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ установлен отдельный срок для обжалования в административной порядке действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта. Такая жалоба может быть подана не позднее даты заключения контракта.
По истечении указанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке (ч.ч. 3, 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, см. также, например, постановление АС Центрального округа от 15.10.2015 N Ф10-3360/15). Решение антимонопольного органа по жалобе участника закупки, поданной за пределами установленного срока, признается недействительным (см. постановления АС Дальневосточного округа от 16.04.2015 N Ф03-1047/15, АС Поволжского округа от 03.03.2016 N Ф06-6129/16).
Тема
Обжалование нарушений прав участников закупок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Определение сроков для подачи жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган
Жалоба в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган: форма и содержание
Подача жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган, их прием или возвращение, отзыв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах