Обжалование нарушений прав участников закупок по Закону N 223-ФЗ
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении (далее - ЕИС) о закупке такого заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения (п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке (п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ, предусмотренных ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений (п. 5 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- неразмещение в ЕИС информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 6 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, в случаях, определенных пп. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона N 223-ФЗ, могут быть обжалованы действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых эти органы, организации проводят предусмотренные ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ мониторинг соответствия либо оценку соответствия при закупке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Из чч. 9, 10, 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ следует, что по общему правилу обжаловать действия (бездействия) заказчиков при закупках вправе только участники закупки, государственные же органы и созданные ими организации, обладают таким правом только в предусмотренных чч. 9, 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ случаях. Одновременно следует заметить, что исходя из определения участника закупки, данного в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, таковым признается фактически любое лицо, физическое или юридическое (см. также, например, письма Минэкономразвития России от 27.05.2015 N Д28и-1389, от 29.12.2015 N Д28и-3779, от 20.06.2016 N Д28и-1526, от 12.12.2016 N Д28и-3401, от 24.04.2017 N ОГ-Д28-5718 и др., а также разъяснения по вопросу 2 в письме Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37717). Вместе с тем в силу ч. 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, их обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
По смыслу приведенных норм ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает общее правило: обжалование действий (бездействия) заказчика, нарушающих права участников закупки, осуществляется в судебном порядке, а чч. 10, 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ предусматривает возможность обжалования отдельных действий (бездействия), предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в антимонопольном органе в качестве исключения. Однако следует заметить, что ФАС России считает возможным принимать к рассмотрению жалобы участников закупки по Закону N 223-ФЗ и по иным основаниям, считая, что право на это им предоставляет ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. Впервые данная точка зрения была отражена даже в п. 4 письма ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75923/15, п. 1 письма ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18. В связи с этим следует иметь в виду, что в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 указывается, что полномочия органа публичной власти не могут следовать из одного лишь факта отнесения определенной сферы оборота к ведению (контролю) этого органа, а требуют своего непосредственного закрепления в законе или подзаконных актах. Статья 18.1 Закона N 135-ФЗ регламентирует лишь процедуру рассмотрения жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа, которые исчерпывающим образом установлены ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке в соответствии с ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Аналогичная позиция высказывалась определениях от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592, от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138, от 28.02.2018 N 384-ПЭК17. Более того, на то, что в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ обжалуются только в случаях, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, указывается в п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017, п. 30 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.12.2017. Однако, хотя в письме ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 указывается на эту позицию Верховного Суда РФ, но уже в п. 1 письма ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 указывается, что наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона N 223-ФЗ, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведении закупочной процедуры является основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Отметим также, что в письме ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 в качестве самостоятельного основания для принятия жалобы рассматривается также ссылки на ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, устанавливающую определенные запреты при проведении торгов, запросов котировок, запросов предложений, и ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, которая распространяет эти запреты на любые виды конкурентных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Однако следует заметить, что ни чч. 1, 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, ни какие-либо иные нормы данного Закона или иных законов, не указывают, что жалобы на нарушения этих запретов должны рассматриваться антимонопольным органом в соответствии с ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. Соответственно, по нашему мнению, учитывая обозначенную выше позицию Верховного Суда РФ, установленные ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запреты, безусловно, распространяются на конкурентные закупки по Закону N 223-ФЗ, однако их нарушение должно обжаловаться только в судебном порядке. Тем не менее, должны заметить, что и в настоящее в ряде случаев суды рассматривают решения и предписания антимонопольных органов по жалобам на закупки по Закону N 223-ФЗ, выходящие за рамки ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, по существу, не рассматривая вопрос о полномочиях антимонопольного органа (см. постановления АС Уральского округа от 26.02.2018 N Ф09-9101/17, АС Северо-Кавказского округа от 11.01.2018 N Ф08-10201/17).
Ограничение полномочий антимонопольных органов установлено также ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. При этом в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. Вместе с тем в уже приводившихся письмах ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17, от 23.01.2018 N ИА/3655/18 содержится ссылка на ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, которая гласит, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. На этом основании делается вывод, что хотя жалоба подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, но антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.
В любом случае надо учитывать, что в силу ч. 3 ст. 18.1 Закона N 223-ФЗ обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
Указание ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ на то, что жалобы рассматриваются антимонопольным органом в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, дублируется п. 1 ч. 1 последней статьи. Этот порядок рассмотрен в отдельных материалах.
Тема
Обжалование нарушений прав участников закупок
См. также
Сроки подачи жалоб в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ в антимонопольный орган
Жалоба в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ в антимонопольный орган: последствия принятия
Порядок рассмотрения жалобы в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ антимонопольным органом
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах