Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках
Действующие с 1 июля 2018 года (п.п. 1 - 4 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ) общие нормы Закона N 44-ФЗ об электронных процедурах - процедурах закупки, проводимых в электронной форме на электронных площадках и обеспечиваемые операторами таких площадок (далее - операторы, оператор) (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ), подразумевают, что для участия в них участник закупки должен зарегистрироваться в единой информационной системе (далее - ЕИС) и получить аккредитацию на электронной площадке (далее также - аккредитация) (см., например, ч. 8 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). Более того, нормы о конкурсах в электронной форме, электронном аукционе, запросе котировок в электронной форме прямо указывают, что заявки на участие в этих видах процедур закупки могут подавать только участники закупки, зарегистрированные в ЕИС (см. ч. 1 ст. 54.4, ч. 1 ст. 66, ч. 1 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ). А подавать запросы о разъяснении положений конкурсной документации, документации об электронном аукционе вправе участники закупки, не подававшие заявок на участие в этих процедурах, но зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке (ч. 7 ст. 54.3, ч. 3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).
Однако одновременно Законом N 44-ФЗ предусмотрен определенный поэтапный переходный период.
С 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 49 ст. 112 Закона N 44-ФЗ для участия в закупках в электронной форме участник закупки должен был только получить аккредитацию в порядке, установленном ст. 61 Закона N 44-ФЗ, то есть для регистрации для участия в электронном аукционе. Информация и документы участника закупки, получившего такую аккредитацию, вносились оператором в реестр участников электронных аукционов, предусмотренный ст. 62 Закона N 44-ФЗ.
С 1 января 2019 года аккредитованные ранее этой даты участники закупок в силу ч. 47 ст. 112 Закона N 44-ФЗ для дальнейшего участия закупках, проводимых в электронной форме, обязаны пройти регистрацию в ЕИС по 31 декабря 2019 года.
Эти нормы дополняет ч. 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которая указывает, что по 31 декабря 2019 года включительно участие в электронных процедурах, не исключая и подачу заявок на участие в них, осуществляется в том числе лицами, которые были аккредитованы до 1 января 2019 года, информация и документы которых включены в реестр участников электронных аукционов, предусмотренный ст. 62 Закона N 44-ФЗ. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
И только не аккредитованные до 1 января 2019 года участники закупок для участия в электронных процедурах после этой даты должны сначала зарегистрироваться в ЕИС, что автоматически повлечет аккредитацию на электронных площадках (за исключением специализированных, см. ниже) (см. ст. 24.2, ч. 48 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в полной мере требования Закона N 44-ФЗ относительно необходимости регистрации в ЕИС для участия в электронных процедурах заработают только с 1 января 2020 года.
Регистрация участников закупок в ЕИС и их аккредитация на электронных площадках с 1 января 2019 года осуществляются в соответствии со ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, действующей с этой даты (п. 3 ст. 3 Закона N 504-ФЗ), сроком на 3 года (ч. 6 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).
Вынуждены заметить, что в отношении участия в электронных процедурах с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно лиц, аккредитованных на электронных площадках ранее, есть ряд неясных вопросов.
Во-первых, мы полагаем, что по смыслу вышеприведенных норм в указанный период право аккредитованных ранее участников закупки участвовать в электронных процедурах подтверждается наличием сведений о них в вышеупомянутых реестрах участников электронных аукционов, которые продолжают вестись до 1 января 2020 года (ст. 62 Закона N 44-ФЗ, п. 42 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ, информацию о содержании таких реестров смотрите в отдельном материале). Вместе с тем, поскольку каждый оператор ведет собственный реестр участников электронных аукционов, получается, что фактически ранее аккредитованные лица в рассматриваемый период смогут участвовать в закупках только на тех площадках, на которых они были аккредитованы. В то же время лица, зарегистрированные в ЕИС в качестве участников закупок, автоматически аккредитуются на всех электронных площадках, на которых проводятся закупки, кроме специализированных (см. ниже). То есть участие в электронных процедурах вынужденным образом получается не на равных основаниях, хотя в законе этого прямо не указано.
Во-вторых, ч. 8 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ предусматривает, помимо размещения в ЕИС и на электронных площадках изменений в извещение и (или) документацию о закупке, разъяснений положений этих документов, направление таких изменений, разъяснений участникам, подавшим заявки на участие в соответствующей закупки по адресам, зарегистрированным в ЕИС, без каких-либо оговорок для тех или иных категорий лиц. Однако у лиц, аккредитованных до 1 января 2019 года, но не прошедших регистрацию в ЕИС, такие электронные адреса отсутствуют. Вместе с тем, такие лица сообщали информацию о своем электронном адресе оператору при аккредитации (п. 7 ч. 2 ст. 61 Закона N 44-ФЗ, информацию обо всех сведениях и документах, предоставляемых при аккредитации, смотрите в отдельном материале). Полагаем, что поскольку они вправе участвовать в закупках до 1 января 2020 года без регистрации, операторы должны направлять вышеуказанные документы именно по электронному адресу, указанному при аккредитации, хотя в законе этого прямо не указано. При этом, поскольку данные, представленные при аккредитации, могут впоследствии изменяться, по логике должна сохраняться обязанность участников закупки направлять операторам уведомление о таком изменении (подробнее эта обязанность рассмотрена в отдельном материале), несмотря на то, что устанавливающая эту обязанность ч. 10 ст. 61 Закона N 44-ФЗ утрачивает силу вместе со всей данной статьей с 1 января 2019 года (п. 41 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ).
В-третьих, согласно ч. 9 ст. 61 Закона N 44-ФЗ аккредитация каждого отдельного участника закупки осуществлялась сроком на 3 года с даты направления оператором этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации. При этом в силу ч. 6 ст. 62 Закона N 44-ФЗ оператор исключает участника из реестра участников электронного аукциона в течение 1 рабочего дня с даты истечения срока аккредитации этого участника. Соответственно, в принципе может возникнуть ситуация, когда аккредитованный участник закупки будет исключен из реестра ранее 31 декабря 2019 года. Однако ч. 9 ст. 61 Закона N 44-ФЗ, как было сказано выше, утрачивает силу с 1 января 2019 года, а ч. 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая право ранее аккредитованных участников участвовать в электронных процедурах до указанной даты без регистрации в ЕИС, не делает оговорок относительно истечения срока аккредитации.
При этом в п. 6.2 постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 указано, что до 1 января 2020 г. оператор электронной площадки обязан обеспечить невозможность подачи заявки на участие в закупке лицам, аккредитованным до 1 января 2019 г. на электронной площадке и не прошедшим регистрацию в ЕИС, за 3 месяца до даты окончания срока такой аккредитации.
Таким образом, лица, аккредитованные на электронных площадках ранее 1 января 2019 года, у которых такая аккредитация заканчивается в 2019 году либо в январе - марте 2020 года, должны зарегистрироваться в ЕИС не позднее чем за 3 месяца до даты окончания ее срока.
Регистрация участников закупок в ЕИС
Регистрация участников закупок в ЕИС согласно ч.ч. 1, 2 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ осуществляется в электронной форме на основании информации и документов без взимания платы в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. Они установлены в Правилах регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752 (далее - Правила).
Регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется Федеральным казначейством (п. 2 Правил).
Информация и документы, которые необходимы для регистрации в ЕИС, перечислены в п.п. 5 и 6 Правил. При этом часть информации и документов формируется участниками в ЕИС самостоятельно, а часть - автоматически на основании сведений из иных информационных систем и официальных сайтов федеральных органов власти (п. 11 Правил). Все действия в ЕИС осуществляются с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 12 Правил).
Кроме того, для регистрации в ЕИС необходимо пройти регистрацию, идентификацию и аутентификацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (п. 2, пп. "а" п. 4 Правил).
Участник закупки считается зарегистрированным в ЕИС с 00.00 часов по московскому времени дня, следующего за днем осуществления всех необходимых для регистрации в ЕИС действий (п. 14 Правил).
Требовать предоставления иных, не предусмотренных Правительством РФ, информации и документов не допускается (ч. 2 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).
Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в силу ч. 1 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ в единый реестр участников закупок (далее - ЕРУЗ).
Регистрация офшорных компаний, то есть юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий (см. п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), в ЕИС в качестве участников закупок в силу ч. 3 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ не допускается.
Аккредитация участников закупок
Аккредитация участника закупки на электронной площадке в соответствии с ч. 4 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ осуществляют операторы не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС. Аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с ЕИС и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ. При аккредитации оператор не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию. Иными словами, аккредитация на электронных площадках следует автоматически в силу самого факта регистрации в ЕИС и не требует от участника закупки совершения каких-либо действий.
В то же время необходимо учитывать, что нормы Закона N 44-ФЗ рассматривают электронные площадки и специализированные электронные площадки отдельно друг от друга (см., например, ч.ч. 1, 2 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, а также ср., например, п.п. 1, 2 и 3 ч. 2, ч.ч. 7 и 10 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). При этом ч. 4 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ говорит об автоматической - после регистрации в ЕИС - аккредитации участника закупки на электронных площадках, не упоминая специализированных электронных площадок. Это значит, что такой аккредитации на специализированных электронных площадках происходить не будет. Порядок аккредитации на специализированных электронных площадках на основании ч. 3 ст. 84.1 Закона N 44-ФЗ устанавливается Правительством РФ.
Требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок (далее - операторы), самим электронным площадкам и порядку их функционирования согласно ч. 2 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р утверждены перечень операторов электронных площадок и перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют установленным на основании закона требованиям (ч. 3 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ) (см. также отдельный материал по данному вопросу).
Фактически электронные площадки, определенные в соответствии с требованиями ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ начали функционировать с 1 октября 2018 года (п. 1 письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).
В силу ч. 10.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ электронные процедуры, извещения о которых размещены в ЕИС до указанной даты, осуществлялись и контракты по итогам таких процедур заключались на ранее прошедших отбор электронных площадках, которые функционировали в ранее установленном порядке, однако порядок проведения электронных процедур на них должен был соответствовать действующим требованиям Закона N 44-ФЗ (см. также п. 1 письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).
Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). В то же время в силу ч. 9 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за 3 месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС. За 4 месяца до даты окончания срока его регистрации в ЕИС он уведомляется ЕИС (как представляется очевидным - о скором истечении срока регистрации) (ч. 8 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).
Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе пройти регистрацию на новый срок в том же порядке не ранее чем за 6 месяцев до даты окончания срока регистрации (ч. 7 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).
Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ)
Ведение ЕРУЗ начинается с 1 января 2019 года (ч. 46 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Оно осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в порядке (включая перечень информации и документов и сроки размещения, внесение в ЕРУЗ изменений), утвержденном Правительством РФ (ч.ч. 10, 11 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). Соответствующим органом п. 1.1 постановления Правительства РФ от 13.04.2017 N 442 определено Федеральное казначейство.
ЕРУЗ - это часть ЕИС. Как указано в п. 18 Правил, ЕРУЗ ведется Федеральным казначейством в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей.
Федеральное казначейство обеспечивает размещение информации и документов об участнике закупок в ЕРУЗ не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем формирования этим участником в ЕИС информации и документов, необходимых для его регистрации в ЕИС (п. 13 Правил).
Информация и документы, размещенные в ЕРУЗ, являются общедоступными. Исключение составляют информация и документы, перечисленные в п. 20 Правил, которые не подлежат размещению на официальном сайте ЕИС в сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах