Особенности предоставления обеспечения заявки на участие в торгах в электронной форме по Закону N 44-ФЗ до 1 июля 2019 года
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает 5 млн. руб., если Правительством РФ не установлено иное. С 1 июля 2018 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 439, п. 1 которого значение НМЦК, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, установлено в размере 1 млн. руб.
Требование о предоставлении обеспечения заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений (ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии по выбору самого участника закупки.
Однако в силу ч. 52 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Как видим, требования об обеспечении заявки относятся и к заявкам на участие в торгах - конкурсах и аукционах, проводимых в электронной форме (далее также - электронные торги), то есть торгах, которые проводятся на электронной площадке и проведение которых обеспечивается оператором такой площадки (далее - оператор) (ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ)*(1), хотя на определенный период и в "усеченной" форме. (Существует и постоянное исключение: не требуется предоставление обеспечения первоначальной заявки на участие в двухэтапном конкурсе в электронной форме, такое требование устанавливается в отношении окончательной заявки - ч.ч. 4, 12 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ).
В настоящем материале рассматриваются особенности обеспечения заявок на участие в электронных торгах (далее - заявки, заявка) именно в переходный период - до 1 июля 2019 года.
С 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года для участия в торгах в электронной форме участник закупки должен пройти аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном ст. 61 Закона N 44-ФЗ, то есть в порядке, установленном для обеспечения участия в электронном аукционе (ч. 49 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронных торгов согласно ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством РФ. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Условия договора, заключаемого для открытия специального счета, должны обеспечивать "техническую" возможность реализации описанного ниже механизма обеспечения обязанности участников электронных торгов по обеспечению подаваемых ими заявок. Требования к таким условиям устанавливаются ч. 11 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, а также Правительством РФ на основании ч. 12 ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Правительство РФ также устанавливает требования к соглашениям операторов с банками, включенными в вышеуказанный перечень, заключаемым для обеспечения того же механизма и дающим этим банкам право открывать специальные счета (ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
С 1 января 2019 года действуют соответствующие требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626.
До 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный ст. 62 Закона N 44-ФЗ (абзац второй п. 2 указанного постановления).
Непосредственно обеспечение заявки осуществляется путем блокирования оператором средств подавшего заявку участника закупки на специальном счете (ч.ч. 14, 18 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки (ч. 25 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). В силу ч. 19 ст. 44 Закона N 44-ФЗ подачей заявки на участие в электронных торгах участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения своей заявки. Такое блокирование в соответствии с ч. 20 ст. 44 Закона N 44-ФЗ осуществляется банком в течение 1 часа с момента получения от оператора информации о поступлении заявок, направляемой также в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок.
Обеспечение заявки путем блокирования денежных средств, то есть фактически участие в электронных торгах, возможно только при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке (ч. 18 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
В случае отсутствия на специальном счету участника закупки достаточной суммы блокирование денежных средств не производится, а заявка возвращается такому участнику закупки на основании ч. 20 ст. 44 Закона N 44-ФЗ.
Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в целях обеспечения заявки на участие в электронных торгах прекращается банком в соответствии с требованиями и в порядке, установленными Правительством РФ согласно ч. 2 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, на основании информации, полученной от оператора, в случаях, предусмотренных ч.ч. 8, 21 - 24 ст. 44 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ), которые рассматриваются в отдельном материале.
Случаи, когда денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, перечисляются заказчику и не возвращаются участнику, установлены ч.ч. 15 и 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ и рассмотрены в отдельном материале.
Банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки, начисляются проценты в размере, определенном договором на открытие такого счета (ч. 26 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 28 ст. 44 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения банком предусмотренных ст. 44 Закона N 44-ФЗ обязательств по своевременному прекращению блокирования денежных средств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 Закона N 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.
______________________________
*(1) Также требование о предоставлении обеспечения заявки устанавливается при проведении запроса предложений в электронной форме в случаях признания конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55.1 и ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, то есть ввиду полного отсутствия заявок, соответствующих требованиям, установленным законом и конкурсной документацией, документацией об аукционе (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ). Поскольку законом не установлено иного, к обеспечению заявки на участие в таком запросе предложений в электронной форме применяются те же требования, что и к обеспечению заявки на участие в электронных торгах, описанных в настоящем материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой