Разъяснения Минэкономразвития и ФАС по поводу размещения заказов на поставки ЛС и ИМН
Бюджетные и казенные учреждения здравоохранения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений обязаны руководствоваться нормами Закона о государственных закупках*(1). Автономные учреждения здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" должны применять самостоятельно разработанные положения о закупках. В статье мы расскажем об особенностях размещения бюджетными и казенными учреждениями заказов на поставку лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН).
О способах размещения заказа
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о государственных закупках размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Законом о государственных закупках. Так, согласно ч. 4 ст. 10 указанного закона размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечень товаров, работ, услуг, заказы на поставки, выполнение, оказание которых размещаются путем проведения аукциона, установлен Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень N 236-р). В нем товары, работы, услуги указаны с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному Приказом Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 (далее - ОК 004-93). Необходимо отметить, что в случае, если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание таких товаров, работ, услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается. Причем согласно ч. 4.2 ст. 10 Закона о государственных закупках размещение таких заказов должно осуществляться путем проведения не просто аукциона, а открытого аукциона в электронной форме.
В Перечне N 236-р продукция органического и неорганического синтеза отнесена к группе 2400000. Указанная группа включает в себя подгруппу 2423000 "Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты", к которой относятся:
- химико-фармацевтические препараты с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов, препараты фармако- и химиотерапевтического действия;
- антибиотики без кормовых, витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты, органопрепараты (эндокринные препараты), фармацевтические препараты из природного сырья;
- лекарственные сырье и продукты (растительные и животные), биологические препараты, медицинские материалы и средства;
- прочие медицинские материалы и средства.
Таким образом, приобретение учреждениями здравоохранения лекарственных средств должно осуществляться путем проведения аукциона, причем проведение конкурса не допускается (п. 4 ст. 10 Закона о государственных закупках).
Необходимо отметить, что невыполнение данного требования может повлечь наложение на должностное лицо учреждения здравоохранения административного штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Обратите внимание! Закон о государственных закупках, устанавливая обязанность учреждений здравоохранения при приобретении ЛС проводить аукцион, не содержит запрета на возможность размещения заказов на приобретение ЛС путем проведения запроса котировок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб., или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных ст. 55 Закона о государственных закупках.
Таким образом, учреждения здравоохранения вправе размещать заказы на поставки ЛС путем проведения запроса котировок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб., или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных ст. 55 Закона о государственных закупках.
Вместе с тем при принятии решения о размещении заказов на поставки ЛС путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) учреждениям здравоохранения не следует забывать об ограничениях, касающихся закупки ЛС и ИМН, подпадающих под категорию одноименных товаров. Напомним, что под одноименными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч. 6 ст. 10 Закона о государственных закупках).
Согласно ч. 3 ст. 42 Закона о государственных закупках учреждение здравоохранения не вправе размещать заказ на поставку, выполнение, оказание одноименных товаров, работ, услуг на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала путем запроса котировок.
Пунктом 14 ч. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках установлено, что заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую предусмотренного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке*(2). То есть данной статьей установлено, что заказчик вправе в течение квартала размещать заказы на поставки, выполнение, оказание одноименных товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными.
Таким образом, согласно положениям Закона о государственных закупках заказчик может размещать заказы на поставки, выполнение, оказание одноименных товаров, работ, услуг путем запроса котировок и у единственного поставщика в течение квартала на сумму, не превышающую 500 000 и 100 000 руб. соответственно.
Для определения критериев одноименности товаров, работ, услуг Минэкономразвития издало Приказ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков". Заметим, что ЛС и ИМН составляют значительную часть указанной номенклатуры.
О начальной (максимальной) цене контракта
В соответствии со ст. 19.1 Закона о государственных закупках учреждение здравоохранения обязано указывать в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Источниками информации о ценах на товары, работы, услуги, являющиеся предметом заказа, могут быть:
- данные государственной статистической отчетности;
- официальный сайт, реестр контрактов;
- информация о ценах производителей;
- общедоступные результаты изучения рынка;
- исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика (уполномоченного органа), в том числе по контракту или гражданско-правовому договору;
- иные источники информации.
Кроме того, учреждение вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). По мнению ФАС, изложенному в Письме от 13.07.2011 N АЦ/27041, во избежание ограничения количества участников размещения заказа необходимо при обосновании начальной (максимальной) цены руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, которые являются предметом заказа.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 19.1 Закона о государственных закупках обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) должно содержать полученные учреждением информацию и расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе соответствующие сайты в Интернете или др. Необходимо отметить, что Законом о государственных закупках не установлены требования, запрещающие указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок фирменных наименований производителей, поставщиков, в целях добросовестного исполнения требований, предусмотренных положениями данной статьи.
Кроме того, ст. 19.1 Закона о государственных закупках предусмотрено использование иных источников информации, в том числе осуществление собственных расчетов начальной (максимальной) цены контракта, использование информации, размещенной на официальном сайте РФ. Напомним, что официальным сайтом РФ в Интернете для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является сайт www.zakupki.gov.ru (ст. 16 Закона о государственных закупках).
В соответствии с ч. 2 ст. 19.1 Закона о государственных закупках в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию и расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе соответствующие сайты в Интернете или др.
На основании вышеизложенного достаточным условием исполнения установленных требований вне зависимости от предмета заказа и способов получения информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной учреждением информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. Вместе с тем отмечено, что информация, кроме сведений о ценовых показателях, может иметь характер коммерческой либо иной тайны, не подлежащей разглашению.
Обратите внимание! В соответствии с ч. 4 ст. 19.1 Закона о государственных закупках Правительство РФ может устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию о торгах и извещение о запросе котировок, в том числе определять закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 (далее - Правила N 881). Указанный документ устанавливает порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования и иную продукцию для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, в том числе закрытый перечень источников информации о ценах на него, и применяется в соответствии со следующими кодами ОК 004-93: 3311225, 3311231-3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.
Закрытый перечень источников информации о ценах на медицинское оборудование включает:
- предложения о ценах на медицинское оборудование, полученные от производителей медицинского оборудования и (или) их уполномоченных представителей;
- реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципальных образований, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений, размещаемый на официальном сайте РФ.
Об ограничениях в выборе поставщиков
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю ЛС, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку и изготовление.
Частью 8 ст. 45 Закона о лекарственных средствах установлено, что производители ЛС могут продавать или передавать их в установленном законодательством РФ порядке в том числе организациям оптовой торговли ЛС, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление фармацевтической или медицинской деятельности.
Организации оптовой торговли ЛС могут продавать или передавать их в установленном законодательством РФ порядке в том числе другим организациям оптовой торговли ЛС, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на ведение фармацевтической или медицинской деятельности (ст. 53 Закона о лекарственных средствах).
В соответствии со ст. 55 Закона о лекарственных средствах розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на ведение фармацевтической деятельности, а также медицинскими организациями, имеющими указанные лицензии, и их обособленными подразделениями.
Таким образом, поставку ЛС (ИМН) могут осуществлять как аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на ведение фармацевтической деятельности, медицинские организации, имеющие данные лицензии, так и производители ЛС и организации оптовой торговли. При этом розничную торговлю ЛС (ИМН) осуществляют аптечные учреждения.
По мнению ФАС, изложенному в Письме N АЦ/4619*(3), в целях недопущения ограничения количества участников торгов не следует объединять в один лот услуги по поставке, хранению и отпуску ЛС (ИМН) отдельным категориям граждан. ФАС отметила, что оказание услуг по поставке ЛС (ИМН) осуществляется поставщиком в установленное заказчиком место поставки товара. При этом складское хранение, а также отпуск ЛС (ИМН) отдельным категориям граждан осуществляются организацией независимо от конкретного поставщика.
Кроме того, при размещении заказов в рамках обеспечения отдельных категорий граждан ЛС (ИМН) заказчикам целесообразно осуществлять размещение заказа на поставку ЛС (ИМН) после того, как размещен заказ на оказание услуг по хранению ЛС (ИМН) и определен победитель.
О закупке ЛС для отдельных пациентов
ФАС в Письме N АК/34021*(4) разъяснила, что при наличии для отдельных пациентов официально зарегистрированного (в истории болезни, медицинской карте, заключениях специалистов и др.) противопоказания к приему определенного торгового наименования ЛС, имеющего аналоги в контексте Закона о лекарственных средствах, данное торговое наименование ЛС для этих пациентов не может считаться взаимозаменяемым или одноименным с его аналогами. Следовательно, для таких пациентов возможна закупка ЛС, не имеющих противопоказаний к применению данными пациентами.
Напомним, что аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми МНН, лекарственными формами и дозировками (ст. 61 Закона о лекарственных средствах).
Также обращено внимание на то, что в случае, если выявленные у отдельных пациентов побочные эффекты и противопоказания не содержатся в нормативной документации о ЛС, необходимо провести соответствующее расследование и включить данные о побочных эффектах и противопоказаниях в нормативную документацию.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 22 и ч. 3 ст. 34 Закона о государственных закупках документация о торгах может содержать указание на товарные знаки без слов "или эквивалент", в том числе при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки.
Таким образом, например, при закупке ЛС для пациентов, имеющих нежелательные явления и осложнения на введение факторов свертывания крови, в рамках централизованного обеспечения высокозатратных нозологий заказчик самостоятельно принимает решение о закупке лекарственного препарата исходя из каждого случая осложнения с учетом наличия соответствующих документов, свидетельствующих о такой необходимости, в объеме, не превышающем соответствующую потребность.
О цене контракта (договора) на поставки ЛС и ИМН
Напомним, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг - договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, условие государственного контракта на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд о цене контракта должно соответствовать действующему законодательству РФ, в том числе требованиям о реализации товаров организациями оптовой и розничной продажи по ценам, установленным Законом о лекарственных средствах. Следовательно, стоимость поставляемых по государственным или муниципальным контрактам ЛС должна формироваться с учетом требований Закона о лекарственных средствах (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2011 N Д28-82).
Кроме того, на практике нередко встречаются ситуации, когда поставщик ЛС и ИМН по тем или иным причинам не является плательщиком НДС. В данном случае у учреждения может возникнуть вопрос о необходимости корректировки цены контракта, предложенной данным лицом. В этой ситуации нужно учитывать следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Законом о государственных закупках определено, что государственный (муниципальный) контракт заключается и исполняется по цене победителя вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ч. 10 ст. 41.12 Закона о государственных закупках).
При проведении открытого аукциона в электронной форме в документации об открытом аукционе в электронной форме устанавливается начальная (максимальная) цена. При этом заказчик определяет требование к порядку формирования цены государственного (муниципального) контракта (цены лота): с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (п. 7 ч. 3 ст. 41.6 Закона о государственных закупках).
Если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), при отражении цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк, при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
При этом, как отмечено в Письме Минэкономразвития РФ от 06.04.2010 N Д22-353, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного (муниципального) контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
А. Гусев,
к.п.н., консультант по бухгалтерскому
учету и налогообложению
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб.
*(3) Письмо ФАС РФ от 14.02.2011 N АЦ/4619 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части соблюдения законодательства о размещении заказов Российской Федерации при проведении закупок на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения".
*(4) Письмо ФАС РФ от 06.09.2011 N АК/34021 "О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части применения норм Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ при закупке лекарственных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"