Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний: Правила 2012 года
Минздравсоцразвития Приказом от 10.02.2012 N 113н утвердило Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила). Документ утвержден в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1083*(1) и согласован с ФСС. При этом Приказ Минздравсоцразвития РФ N 101н*(2) признан утратившим силу. Какие расходы подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов? Каков порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий? Каковы порядок и сроки принятия решения о финансировании предупредительных мер? В каких случаях возможен отказ в финансировании предупредительных мероприятий? Какие требования предъявляются к копиям документов? Надо ли отчитываться об использовании средств, полученных от ФСС? Ответы на все эти вопросы вы найдете в данной статье.
Утвержденные Минздравсоцразвития Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В пункте 2 Правил установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий финансовый год за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в ФСС в установленном порядке в текущем календарном году.
Как и прежде, объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Какие расходы подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов?
В соответствии с п. 3 Правил в 2012 году финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на:
а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
б) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в) обучение по охране труда работников следующих категорий:
- руководителей организаций малого предпринимательства;
- работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, а также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, смывающих и (или) обезвреживающих средств;
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено специальным Перечнем *(3);
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
Каков порядок получения финансового обеспечения предупредительных мероприятий?
Страхователю необходимо обратится с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил). Заявление представляет страхователь либо лицо, представляющее его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. При этом к заявлению следует приложить:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам (см. стр. 59), разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, подготовленного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
- копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
План финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
______________________________________________________
(наименование страхователя)
Кроме того, страхователь дополнительно представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.
Следует отметить, что комплект документов зависит от того, какие именно мероприятия заявлены. Рассмотрим эти документы.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "а" п. 3 Правил, необходимо представить:
- копию приказа о создании аттестационной комиссии для организации, подготовки и проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда*(4);
- копию договора с организацией, осуществляющей функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, аккредитованной в установленном порядке, на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием количества рабочих мест, подлежащих аттестации, и стоимости проведения аттестации указанного количества рабочих мест;
- копию уведомления Минздравсоцразвития о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "б" п. 3 Правил, в комплект документов входят:
- копия ведомости рабочих мест подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда, копии протоколов измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных производственных факторов, оформленные по каждому фактору на отдельное рабочее место, подтверждающие превышение на рабочих местах работников предельно допустимых уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений, установленных в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда, а также копии указанных протоколов, оформленные по результатам повторных замеров после реализации соответствующих мероприятий;
- копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Следует отметить, что в случае поэтапного проведения работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда результаты повторных измерений представляются на заключительном этапе проведения соответствующих работ.
В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, не требующих приобретения оборудования, в территориальный орган ФСС представляется копия договора на проведение соответствующих работ.
Обучение работников по охране труда. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "в" п. 3 Правил, необходимы:
- копия приказа организации о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства;
- список работников, направляемых на обучение по охране труда;
- копия договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда и аккредитованной в установленном порядке*(5);
- копия уведомления Минздравсоцразвития о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке.
Одновременно со списком работников, направляемых на обучение по охране труда, страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории, имеющей право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:
а) в случае включения в список руководителей организаций малого предпринимательства и работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда:
- копии приказов о назначении на должность руководителей организаций малого предпринимательства;
- справку о средней численности работников организации малого предпринимательства за прошедший календарный год;
- копии приказов о возложении на работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек) обязанностей специалистов по охране труда;
б) в случае включения в список руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений - копии трудовых книжек или приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
в) в случае включения в список руководителей и специалистов служб охраны труда организаций - копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
г) в случае включения в список членов комитетов (комиссий) по охране труда - копии приказов работодателей об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда;
д) в случае включения в список уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Приобретение СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "г" п. 3 Правил, следует представить:
- перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
- перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности СИЗ, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
- копии протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
- копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации (декларированию).
Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "д" п. 3 Правил, представляются:
- заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
- списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
- копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ;
- копии договоров (счетов) на приобретение путевок;
- калькуляцию стоимости путевки.
Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп "е" п. 3 Правил, необходимы:
- список работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в текущем календарном году, утвержденный работодателем в установленном порядке *(6);
- копия договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
- копия лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
Обеспечение работников ЛПП. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "ж" п. 3 Правил, дополнительно к заявлению прилагаются:
- перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт перечня;
- номер рациона ЛПП;
- график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП;
- копии документов о фактически отработанном работниками времени в особо вредных условиях труда;
- копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП, на планируемый период;
- копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в структурных подразделениях страхователя;
- копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП.
Приобретение страхователями приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "з" п. 3 Правил, следует представить:
- копию приказа страхователя о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников;
- копию лицензии страхователя на осуществление предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников или копию договора страхователя с организацией, оказывающей услуги по проведению предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников, с приложением лицензии данной организации на право осуществления указанного вида деятельности;
- копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров.
Приобретение страхователями приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей. В случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "и" п. 3 Правил, необходимы:
- копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- перечень транспортных средств (ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием их государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении ТС последнего технического осмотра;
- копии паспортов ТС;
- копия свидетельства о регистрации ТС в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- копии счетов на оплату приобретаемых тахографов.
Обратите внимание! Документы (копии документов), указанные в п. 4 Правил, представляет страхователь либо лицо, представляющее его интересы. Кроме того, в п. 5 Правил перечислены документы, которые ФСС истребует посредством межведомственного запроса.
В рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган ФСС истребует посредством межведомственного запроса:
а) в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ:
- сведения о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "а" п. 3 Правил;
- сведения о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "в" п. 3 Правил;
б) в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
- сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, - в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "д" п. 3 Правил;
- сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "е" п. 3 Правил;
- сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "з" п. 3 Правил.
Сведения о лицензии на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок, которые входят в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пп. "и" п. 3 Правил, ежедневно направляются в территориальный орган ФСС в рамках системы "одного окна" территориальным органом ФНС.
К сведению. Страхователь вправе представить самостоятельно в территориальный орган ФСС документы (копии документов), сведения о которых могут быть запрошены территориальным органом фонда в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 5 Правил.
Какие требования предъявляются к копиям документов? Пунктом 6 Правил установлено:
- копии документов, указанных в п. 4 Правил, должны быть заверены печатью страхователя;
- требование представить иные документы (копии документов), помимо указанных в п. 4 Правил, не допускается.
При представлении страхователем неполного комплекта документов заявление к рассмотрению не принимается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного п. 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации с приложением полного комплекта документов.
Каковы порядок и сроки принятия решения о финансировании предупредительных мер?
Пунктом 7 Правил установлено, что решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается:
а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 000 руб. включительно, - территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил;
б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 руб., - территориальным органом ФСС после согласования с ФСС. В этом случае территориальный орган ФСС в течение трех рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил, направляет их на согласование в ФСС. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Решение территориального органа ФСС оформляется приказом и в трехдневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе ФСС в согласовании - с обоснованием причин отказа).
В каких случаях возможен отказ в финансировании предупредительных мероприятий? В соответствии с п. 9 Правил территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Обратите внимание! Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Решение территориального органа ФСС об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе ФСС или в суде в порядке, установленном законодательством РФ (п. 10 Правил).
Надо ли отчитываться об использовании средств, полученных от ФСС?
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС отчет по форме об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы на указанные мероприятия.
Обратите внимание! Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
И.Ю. Колосова,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1083 "О порядке финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 N 101н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
*(3) Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н (зарегистрирован Минюстом РФ 20.04.2009 N 13796).
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом РФ 09.06.2011 N 20963).
*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (зарегистрирован Минюстом РФ 29.07.2010 N 17648) с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития РФ от 10.09.2010 N 794н (зарегистрирован Минюстом РФ 04.09.2010 N 18605), от 30.06.2011 N 644н (зарегистрирован Минюстом РФ 22.07.2011 N 21489).
*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом РФ 21.10.2011 N 22111).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)