Комментарий к решению Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 14589/11
В Решении ВАС РФ от 21.02.2012 N 14589/11 рассмотрен спор о возложении на коммерческую организацию обязанности по хранению документов, указанных в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень N 558, Приказ N 558). Организация заявила, что этот приказ не соответствует положениям Закона N 125-ФЗ*(1), кроме этого, он принят Минкультуры с превышением предоставленных ему полномочий, а значит, незаконно возлагает на организацию обязанность по хранению и представлению широкого перечня документов. Несмотря на то что данный спор касался коммерческой организации, порядок применения Перечня N 558 затрагивает все организации, и в первую очередь бюджетные, поэтому выводы суда по этому спору будут актуальны и для них.
Напомним, что согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Кроме этого, в силу п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ*(2) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, из данного положения Закона N 129-ФЗ следует прямое указание на использование норм архивного дела. Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 125-ФЗ специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения. На основании этого пункта и был утвержден Перечень N 558.
Из приведенных норм законодательства можно сделать вывод, что документы необходимо хранить в течение срока, установленного Перечнем N 558, но не менее срока, предусмотренного Законом N 129-ФЗ или НК РФ. Такой же вывод был сделан в Письме Минфина РФ от 26.04.2011 N 03-03-06/1/270.
Организация считает, что Перечень N 558 нельзя применять к коммерческим организациям, так как действующее законодательство не содержит норм, согласно которым Минкультуры вправе утверждать перечни архивных документов со сроками их хранения для организаций, не контролируемых данным министерством. Кроме этого, организация обратила внимание судей на тот факт, что Приказ N 558 был опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти без приложения к нему (то есть без Перечня N 558, в котором указаны документы и сроки их хранения). Отметим, что это повторное обращение организации в суд о признании Приказа N 558 недействительным. До этого Решением ВАС РФ от 06.09.2011 N 7889/11 было установлено, что Приказ N 558 подлежит опубликованию в полном объеме, так как опубликование его вводной части не может рассматриваться как его публикация, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом перечне и без него опубликованные положения приказа применяться не могут.
Такие выводы суд сделал на основании п. 9 Указа Президента РФ N 763*(3), согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней со дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" администрации Президента РФ. Официальным изданием также является указанный выше бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
Кроме этого, на основании п. 10 Указа N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Аналогичные положения закреплены в п. 17 Постановления Правительства РФ N 1009*(4), согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Суд также отметил, что содержащиеся в приложении к Приказу N 558 данные не являются вспомогательными или дополнительными. Что касается ссылки в опубликованном тексте приказа на размещение Перечня N 558 на официальном сайте Минкультуры, факты размещения на сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании приказа, поскольку такое опубликование не является официальным.
Таким образом, данный приказ подлежит опубликованию в полном объеме.
В своем решении суд отклонил доводы организации о признании Приказа N 558 недействительным, аргументировав свою позицию следующим: Приказ N 558 зарегистрирован в Минюсте 08.09.2010 N 18380. При этом официальный текст приказа с приложением в полном объеме опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19.09.2011 N 38.
Суд также обратил внимание на то, что обязанность по хранению организациями документов установлена ст. 17 Закона N 125-ФЗ, а также ст. 89 Закона N 208-ФЗ*(5), пп. 8 ч. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 17 Закона N 129-ФЗ. Из указанных положений законодательства следует, что такая обязанность распространяется на все коммерческие организации.
Кроме этого, положениями Приказа N 558 на организацию не возлагается обязанность по созданию всех указанных в нем документов, ими определяются сроки хранения тех документов, которые могут образоваться в процессе деятельности организации. Также в данном приказе нет положений, предусматривающих обязанность коммерческих организаций по хранению документов, он содержит только указания на сроки, в течение которых должно обеспечиваться хранение создаваемых в процессе деятельности организации документов. Обязанность по хранению документов, порядок ее исполнения и ограничения, направленные на защиту интересов участников и общества, в том числе на обеспечение конфиденциальности, предусмотрены законодательными актами, регулирующими отношения по предоставлению информации участникам акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
В связи с этим Приказ N 558 не возлагает на указанные организации каких-либо дополнительных обязанностей кроме тех, которые установлены законами N 208-ФЗ, N 125-ФЗ и иными.
Суд также обратил внимание на то, что на момент принятия оспариваемого приказа полномочия Минкультуры определены Положением о Министерстве культуры, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 406 "О Министерстве культуры Российской Федерации" (далее - Положение). Согласно п. 5.2.9 Положения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Минкультуры самостоятельно принимает, в частности, перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства.
Таким образом, Приказ N 558 принят в пределах компетенции издавшего его органа, не противоречит требованиям закона, не возлагает на организацию дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления ими экономической деятельности, а значит, нет оснований для признания его недействительным.
В заключение напомним, что ст. 27 Закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в РФ, а именно юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в РФ, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ. Итак, согласно ст. 13.20 КоАП РФ нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.25 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц - в размере от 300 до 500 руб.
Что касается ст. 13.25 КоАП, в ней сказано:
а) неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 2 500 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 200 000 до 300 000 руб.;
б) неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 2 500 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 200 000 до 300 000 руб.
В.И. Горюшина,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(3) Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
*(4) Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
*(5) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"