Реализация входных билетов учреждениями культуры
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, либо его в пределах оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, при условии, что они служат достижению целей, ради которых создано данное учреждение. Причем все виды деятельности прописываются в уставе учреждения. Аналогичные правила содержатся в п. 6, 7 ст. 4 Закона об автономных учреждениях*(2) и применяются в отношении автономных учреждений.
Реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий может осуществляться как в рамках основных видов деятельности бюджетных (автономных) учреждений, так и в рамках иных видов деятельности. В данной статье рассмотрим порядок установления платы за оказание таких услуг, а также правила отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по реализации билетов.
Порядок определения платы за услуги, оказываемые учреждениями культуры
Услуги, относящиеся к основным видам деятельности. Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения бюджетным учреждением платы за услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель).
В отношении бюджетных учреждений культуры, подведомственных Минкультуры, указанный порядок утвержден Приказом N 737*(3) (далее - Порядок N 737). В соответствии с п. 3 Порядка N 737 плата за услуги, оказываемые учреждением, должна обеспечивать полное возмещение обоснованных и документально подтвержденных затрат (расходов) на оказание услуги.
Учреждение культуры обязано самостоятельно сформировать перечень платных поименованных в них услуг и размер платы по ним. Такие перечни и размер платы согласовываются с Минкультуры.
При определении размера платы бюджетным учреждениям необходимо учитывать (п. 5 Порядка N 737):
а) установленные нормативные правовые акты РФ, регулирующие цены (тарифы) на соответствующие платные услуги по основным видам деятельности учреждения;
б) размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:
- анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
- анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;
- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).
Кроме того, п. 6 Порядка N 737 установлено, что определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу и оценки ее обоснованности, производится в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В отношении автономных учреждений порядок и условия оказания платных услуг, относящихся к их основной деятельности, устанавливаются федеральными законами. На это указывает п. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях. Однако в настоящее время таких федеральных законов не утверждено. По мнению автора, по аналогии с бюджетными учреждениями в отношении автономных учреждений порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам их деятельности, также вправе устанавливать их учредитель. К примеру, согласно п. 3.3.3 Положения "Об управлении образования администрации города Тулы", утвержденного Решением Тульской городской думы от 25.01.2012 N 40/803, к функциям Управления образования, выступающего в качестве учредителя, относится установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности подведомственных муниципальных бюджетных и автономных учреждений, оказываемые ими сверх установленного муниципального задания, а также в иных случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного муниципального задания.
Обратите внимание! В случае, когда платные услуги оказываются в пределах государственного задания, в нем указываются предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). При этом средства, планируемые к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), учитываются при расчете размера субсидии, предоставляемой на выполнение государственного задания (п. 11 Положения N 671*(4), п. 8 (1) Положения N 182*(5)).
Услуги, оказываемые в рамках иных видов деятельности, не относящихся к основным. В соответствии со ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее - Основы законодательства о культуре), цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно. Указанная норма осталась и в новом Федеральном законе о культуре, проект которого внесен в Государственную Думу 21.10.2011.
Следовательно, и порядок определения размера платы за услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам, разрабатывают и утверждают сами учреждения.
По мнению автора, при исчислении размера указанной платы учреждения вправе учитывать те же факторы, что и при определении платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности учреждения.
Кроме того, здесь также применимы положения п. 3 Порядка N 737, устанавливающие, что плата за услуги, оказываемые учреждением, должна обеспечивать полное возмещение обоснованных и документально подтвержденных затрат (расходов) на оказание услуги.
К сведению. При организации платных мероприятий учреждения культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 52 Основ законодательства о культуре).
Счета для поступления средств от оказания платных услуг
Бюджетное учреждение. В соответствии с п. 8 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства (ОФК) или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Для учета операций со средствами бюджетного учреждения (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетному учреждению из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) ОФК открывается и ведется лицевой счет бюджетного учреждения (пп. 1 п. 2.1.2 Порядка N 7н*(6)). Именно на этом счете отражаются средства, поступившие от оказания платных услуг бюджетных учреждений культуры.
Автономное учреждение. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать:
- счета в кредитных организациях;
- лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства (ОФК), финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. Для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) открываются и ведутся лицевые счета автономного учреждения (пп. 1 п. 2.1.2 Порядка N 7н).
Следовательно, средства, поступившие от потребителей оказанной услуги могут быть также учтены либо на лицевом счете автономного учреждения, либо на счете, открытом в кредитной организации.
Налоговый учет
Налог на добавленную стоимость. В соответствии с п. 20 ст. 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым, в частности, относится реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Однако воспользоваться данной льготой можно только при соблюдении следующих условий:
- если услуга оказывается одной из следующих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;
- если форма реализуемых билетов утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Напомним, форма билета, применяемого в качестве форм бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.), утверждена Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257.
Налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ, п. 1 ст. 249 НК РФ доходы от реализации билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий облагаются налогом на прибыль организаций. Стоит отметить, что при исчислении налога на прибыль учреждение культуры вправе уменьшить указанные доходы на величину обоснованных и документально подтвержденных расходов, произведенных с целью получения таких доходов (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Метод признания доходов и расходов (кассовый метод или метод начисления) учреждение выбирает самостоятельно и закрепляет выбранный метод в учетной политике. Напомним, что:
- при кассовом методе доходы признаются на день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, а расходы - после их фактической оплаты (п. 2, 3 ст. 273 НК РФ);
- при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, а расходы - в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Бухгалтерский учет
В целях ведения бухгалтерского учета бюджетные (автономные) учреждения культуры руководствуются Инструкцией N 157н *(7), а также:
- Инструкцией N 174н *(8), действующей в отношении бюджетных учреждений;
- Инструкцией N 183н *(9), действующей в отношении автономных учреждений.
Операции по реализации билетов отразятся в бюджетных учреждениях культуры следующим образом:
- поступила оплата в кассу за реализованные билеты:
Дебет счета 2 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения"
Кредит счета 2 205 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг"
- начислен доход от реализации билетов:
Дебет счета 2 205 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- сданы денежные средства из кассы на лицевой счет, открытый в Казначействе РФ:серия изданий
Дебет счета 2 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам"
Кредит счета 2 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения"
- зачислены денежные средства на лицевой счет:
Дебет счета 2 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 2 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам"
- списаны реализованные билеты:
Кредит счета 03 "Бланки строгой отчетности"
- начислен налог на прибыль с доходов от реализации:
Дебет счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
Кредит счета 2 303 03 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"
- перечислен налог на прибыль в бюджет с лицевого счета, отрытого в ОФК:
Дебет счета 2 303 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"
Кредит счета 2 201 11 610 "Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
Аналогичными проводками отразятся операции по реализации билетов в бухгалтерском учете автономных учреждений, с указанием "000" в 24-26-м разрядах номеров счетов, за исключением счета 2 401 10 130. Также стоит учитывать, что автономными учреждениями вместо счета 2 205 31 000 используется счет 2 205 30 000.
Пример 1
ГАУ "Театр" реализовано 200 билетов на спектакль. Доход от реализации составил 40 000 руб. При исчислении налога на прибыль с указанных доходов учреждением учтены следующие виды расходов, осуществленные за счет средств, полученных от оказания платных услуг:
- на оплату коммунальных услуг (накладные расходы после распределения) - 7 000 руб.;
- на оплату труда сотрудников, занятых в постановке спектакля (прямые расходы) - 25 000 руб.;
- на приобретение бланков билетов (прямые расходы) - 3 000 руб.
В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Пункт Инструкции N 183н |
Поступили в кассу денежные средства от покупателей за реализованные абонементы | 2 205 30 000 | 40 000 | ||
Начислены доходы от реализации абонементов | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 | 40 000 | |
Сданы денежные средства на лицевой счет, открытый в ОФК | 40 000 | |||
40 000 | ||||
Отражены прямые расходы, осуществленные за счет средств, полученных от оказания платных услуг: | ||||
- на оплату труда сотрудников, занятых в постановке спектакля; | 2 109 60 211 | 2 302 11 000 | 25 000 | |
- на приобретение бланков билетов | 2 109 60 226 | 2 302 26 000 | 3 000 | |
Отнесение на себестоимость услуг расходов на оплату коммунальных услуг | 2 109 60 223 | 2 109 70 223 | 7 000 | |
Отнесение себестоимости оказанных бюджетным учреждением услуг на уменьшение финансового результата | 2 401 10 130 | 2 109 60 211 | 25 000 | |
2 401 10 130 | 2 109 60 223 | 7 000 | ||
2 401 10 130 | 2 109 60 226 | 3 000 | ||
Начисление налога на прибыль (40 000 - 25 000 - 7 000 - 3 000) руб. x 20% | 2 401 10 130 | 2 303 03 000 | 1000 | |
Перечислен налог на прибыль | 2 303 03 000 | 1000 |
Л. Ларцева,
редактор журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Приказ Минкультуры РФ от 22.06.2011 N 737 "Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного государственного задания".
*(4) Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
*(5) Положение о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182.
*(6) Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утв. Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н.
*(7) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(8) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(9) Инструкция по применению бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"