Как повысить производительность и оплату труда в России на основе инноваций и социального партнерства
Цель статьи состоит в разработке системы мотивации роста производительности и оплаты труда на основе инноваций и социального партнерства с учетом региональных особенностей современной России.
1. Взаимосвязи проблем производительности, оплаты труда и технического уровня производства
Общепризнано, что к важнейшим социально-экономическим проблемам современной России относятся:
- низкий уровень оплаты труда большинства населения страны;
- низкий уровень производительности труда, неэффективное использование природных ресурсов;
- устаревшие технологии, применяемые на большинстве российских предприятий.
Эти проблемы тесно взаимосвязаны. Из экономической теории и опыта развитых стран следует, что уровень заработной платы объективно обусловлен уровнем производительности труда. Об этом свидетельствуют данные, приведенные на рис. 1, которые иллюстрируют соотношения уровней производительности и средней заработной платы в США и Финляндии. Подобные зависимости характерны для всех развитых и некоторых развивающихся стран.
Особенно тесной является связь производительности и оплаты труда в Финляндии (рис. 1). Это обусловлено тем, что в соответствии с законодательством этой страны уровни повышения заработной платы устанавливаются ежегодно исходя из темпов роста производительности труда на основе тарифных переговоров между представителями работодателей и профсоюзов.
Динамика продуктивности и средней оплаты труда в России представлена на рис. 2.
Взаимосвязи уровней производительности и оплаты труда объективно обусловлены сущностью экономических и социальных процессов. С одной стороны, без роста производительности невозможно обеспечить рост заработной платы. С другой стороны, очевидно, что уровень оплаты труда существенно влияет на его производительность.
Общепризнано, что важнейшим фактором роста производительности и оплаты труда в развитых странах является научно-технический прогресс. Основу экономики этих стран составляет производство высокотехнологичной продукции, которая обеспечивает и основную часть доходов от экспорта. Расходы правительств США, Японии, Германии на науку и высокие технологии во много раз превышают аналогичные затраты Правительства России. Однако львиную долю инвестиций в оборудование и технологии обеспечивают частные компании этих стран.
Динамика экономического развития России характеризуется принципиально иными тенденциями. После 1990 года сокращается доля высокотехнологичных производств, которые еще сохранились преимущественно в отраслях оборонного комплекса. Рост ВВП после 2000 г. происходит за счет высоких цен на энергоносители, а также увеличения объемов строительства и торговли. Средний возраст оборудования российских предприятий составляет свыше 20 лет, что в несколько раз выше, чем в развитых странах. Доля РФ на мировом рынке высокотехнологичной продукции гражданского назначения составляет порядка 0,3%. На рынке технологий Россия практически не представлена, ее доходы от экспорта технологий незначительны.
Низкий уровень производительности в значительной мере обусловлен снижением рационализаторской активности рабочих и инженеров. По сравнению с 1985 г. в несколько раз сократилась численность служб рационализации и изобретательства на большинстве предприятий России.
Как видно из рис. 2, с 2000 г. наметилась тенденция превышения темпов роста средней заработной платы над темпами роста производительности труда. По отношению к 1991 г. это, несомненно, положительный факт. Вместе с тем надо учитывать, что речь идет о среднем уровне оплаты труда. Как видно из рис. 3, наиболее высокими темпами растут доходы самых богатых. При этом по официальным данным доходы 10% наиболее богатой части населения России в 25,3 раза превышают доходы 10% наиболее бедных. Все специалисты едины в том, что реальная дифференциация доходов в несколько раз выше. Об этом свидетельствует, в частности, то, что по количеству долларовых миллиардеров Россия занимает в последние 5 лет 2-3-е место в мире, а по величине ВВП на одного жителя - 65-70-е место.
В развитых странах рационально организованная конкуренция, эффективное законодательство и низкий уровень коррупции заставляют предпринимателя, стремящегося к увеличению своего дохода, постоянно совершенствовать продукцию и технологию ее изготовления. Рост заработной платы обеспечивается механизмом рынка труда и процедурами заключения тарифных соглашений, предусматривающими повышение ставок оплаты труда в соответствии с уровнями производительности и инфляции.
В современной России система рыночных отношений еще не обеспечивает устойчивых темпов роста производительности и оплаты труда на основе технического прогресса. Значительная часть собственников и руководителей предприятий не стремится вкладывать значительные средства в новые технологии. Это обусловлено низкой оплатой труда рабочих и инженеров, высоким уровнем коррупции, а также недостаточно стабильной социально-политической ситуацией в стране. В частности, за последние годы обострилась проблема рейдерства (незаконного захвата собственности).
Отставание России от развитых стран по уровню оплаты труда значительно больше, чем по уровню производительности. Такая ситуация обусловлена прежде всего результатами реформ, проведенных в 90-е годы прошлого века, когда резко снизился объем промышленного производства, что, в свою очередь, привело к падению спроса на рабочих и инженеров, а следовательно, и к снижению цены их труда. С другой стороны, новые собственники были озабочены в первую очередь сохранением своего имущества, получением гарантированных доходов от аренды зданий и площадей, а не освоением новых технологий, которые всегда связаны с определенным риском, особенно в нестабильной социально-экономической среде.
2. Почему уровни производительности и оплаты труда в России существенно ниже, чем в развитых странах
Распределение дохода предприятия осуществляется предпринимателем или небольшой группой топ-менеджеров (ТМ). Основная цель их деятельности, объективно обусловленная сущностью рыночной экономики, состоит в максимизации личного дохода. Разумные предприниматели и ТМ будут стремиться к максимизации своего дохода на протяжении длительной перспективы. Для этого часть прибыли предприятия должна инвестироваться в разработку новых изделий и технологий.
Основная проблема экономики современной России состоит в том, что собственники и высшие руководители предприятий не инвестируют сколько-нибудь значительные средства в новые технологии и оборудование.
Ярким примером сложившейся практики является ситуация в нефтепереработке. На совещании по проблемам этой отрасли (10 июля 2011 г.) В. Путин "отметил странность в поведении нефтяных компаний, которые стабильно выплачивают дивиденды, а в развитие НПЗ не вкладывают достаточных средств... За прошлый (2010) год крупные компании выплатили своим акционерам 8 млрд. долл. США, а недофинансирование вторичной переработки нефти за три года составило 2 млрд. долл. США" (Известия от 11 июля 2011 г.).
Если такова ситуация в самой богатой отрасли экономики России, то что говорить о машиностроении и других отраслях.
Надо признать, что в современной России рыночный механизм и действующие правила хозяйствования не обеспечивают заинтересованности собственников и руководителей предприятий в инновациях и повышении доходов рабочих и инженеров.
Основная часть доходов от экспорта нефти и газа достается топ-менеджерам (они же крупные акционеры), а также тем, кто их обслуживает: банкирам, собственникам торговых площадей, чиновникам, охранникам.
Необходимо существенное изменение действующего экономического механизма.
Время от времени высшие руководители страны собирают отраслевые совещания, на которых решаются некоторые наиболее острые социальные проблемы отрасли (так было в автомобильной промышленности, ВПК, нефтепереработке и др.). Однако кардинальных перемен пока не видно.
Следует признать, что условия работы предприятий в России кардинально отличаются от условий развитых стран. Это связано прежде всего с уровнем коррупции, который более чем на порядок выше чем в США, Германии, Франции, не говоря уже о Финляндии и Швеции.
Опыт Сингапура и Китая показывает, что только рыночная конкуренция не всегда обеспечивает эффективное развитие экономики. Вместе с тем, в условиях России административное вмешательство в экономику не дает значительных результатов.
Ниже изложены основные положения системы, которая усиливает действие рыночной конкуренции с учетом реальных условий современной экономики России.
Чтобы обеспечить существенный рост оплаты труда основной массы работающих, необходима разработка системы мер, обеспечивающих изменение структуры добавленной стоимости предприятий: повышение в ней доли инвестиций в модернизацию производства и доли заработной платы рабочих и специалистов. Как следует из теории и как показывает опыт развитых стран, уровень доходов всех групп населения непосредственно зависит от уровня применяемых технологий в отраслях экономики. Различия в доходах персонала российских и американских предприятий объясняются в конечном счете различием структуры распределения добавленной стоимости: в США доля затрат на инвестиции и зарплату персонала выше, чем в нашей стране.
Освоение новых технологий может осуществляться как по инициативе предпринимателей и топ-менеджеров, которые побуждаются конкуренцией, так и в результате рационализаторской активности рабочих и инженеров. Идеальным является сочетание обеих инициатив. Это подтверждается опытом работы кружков качества и результативности на предприятиях Японии. В России, к сожалению, еще не созданы условия, побуждающие предпринимателей и персонал предприятий к постоянному освоению новых технологий.
3. Основные положения Закона о мотивации роста производительности и оплаты труда в результате освоения новых технологий
Как видно из приведенного анализа, мотивация роста производительности и оплаты труда должна основываться на системе правовых и этических норм, обеспечивающих заинтересованность всех социальных групп предприятий в совершенствовании продукции и технологии.
В современной России "невидимая рука рынка" и система правовых норм не обеспечивают существенного роста продуктивности и оплаты труда. Для условий переходной экономики необходимы институциональные меры, усиливающие действие рыночных факторов.
Эти меры должны:
1. Обеспечивать полную хозяйственную самостоятельность предприятия в формировании и распределении доходов.
2. Усиливать конкуренцию производителей товаров и услуг.
3. Обеспечивать заинтересованность всех групп персонала предприятий в росте производительности на основе инвестиций в новые технологии.
4. Создавать условия для конструктивного взаимодействия всех групп персонала, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций в сфере оплаты труда.
5. Учитывать значительное различие регионов России по величине прожиточного минимума (ПМ), а следовательно, и по минимальной заработной плате (МЗТ).
Для реализации этих требований целесообразно принятие закона Российской Федерации "О мотивации роста производительности и оплаты труда".
Основное содержание закона:
1. Мотивация роста производительности труда и заработной платы осуществляется по регионам.
2. Минимальная заработная плата в регионе должна быть не меньше регионального прожиточного минимума.
3. В организациях коммерческого сектора региона минимальная заработная плата (МЗТ) должна ежегодно увеличиваться в соответствии с темпом роста производительности труда в соответствующей отрасли региона и уровнем инфляции в истекшем году.
4. Соотношение между темпами роста производительности и минимальной заработной платы устанавливается Правительством региона в зависимости от социально-экономической ситуации.
5. В некоммерческом секторе и органах власти региона рост минимальной заработной платы должен соответствовать среднему росту производительности труда в регионе и уровню инфляции в истекшем году.
6. Средний размер оплаты труда рабочих и служащих предприятий (без учета доходов членов совета директоров) должен быть не менее чем в три раза больше минимального размера оплаты труда на предприятии.
Основным управляемым параметром в предлагаемой системе является минимальная заработная плата, которая устанавливается администрацией региона в соответствии с величиной регионального прожиточного минимума.
Важным инструментом управления производительностью и оплатой труда в регионе может стать коэффициент соотношения темпов роста производительности и оплаты труда (см. п. 4 предлагаемого Закона).
Таким образом, величина минимальной заработной платы на предприятии определяется по формуле:
МЗПс = (1+Кс)МЗПб, (1)
где МЗПс - минимум заработной платы, соответствующий отраслевому коэффициенту соотношения темпов роста производительности и оплаты труда в регионе; Kc - коэффициент повышения МЗП на предприятиях отрасли региона; МЗПб - базовый (существующий) минимум оплаты труда на предприятии.
Величина коэффициента Кс устанавливается по формуле:
Kc = dKпт, (2)
где d - коэффициент, характеризующий соотношение между темпами роста производительности и МЗП на предприятиях отрасли региона; Kпт - средний темп прироста производительности труда за отчетный период в отрасли региона.
Величина d устанавливается в результате переговоров между представителями работодателей, профсоюзов и администрации региона.
Структура предлагаемой системы повышения уровней производительности и оплаты труда представлена на рис. 4.
/------------------------\ Правовые нормы
| Федеральные органы |--------------------------------------\
| управления и профсоюзы | хозяйственной деятельности
\------------------------/ /---------------\
| Ф Ф Р Р | |
ПМ , МЗП МЗП > ПМ | Предприятия |
/-----------------------------------------------------| |
| Региональные органы | \---------------/
| управления и профсоюзы | Региональное тарифное |
\------------------------------------------------------------/ |
соглашение |
| Информация о выпуске продукции |
\----------------------------------------------------------/
и численности персонала
Обозначения: ПМФ, ПМР, МЗПФ, МЗПР - соответственно федеральный и региональный уровни прожиточного минимума и минимальная заработная плата
Рис. 4. Принципиальная схема управления производительностью и оплатой труда в регионе
Как видно из рис. 4, в предлагаемой схеме управления производительностью и оплатой труда не используется какая-либо внутренняя информация предприятий. Они рассматриваются как "черные ящики" и передают в органы управления только обычную статистическую информацию о выпуске продукции и численности персонала. На основе этих данных определяется показатель средней производительности труда по отрасли хозяйства и по региону в целом.
Предлагаемое решение позволяет:
1. Обеспечить заинтересованность всех предприятий региона в повышении эффективности производства. Если реальная производительность труда на данном предприятии выше средней по отрасли хозяйства региона, то оно будет иметь конкурентное преимущество по затратам на оплату труда. Если же фактическая производительность труда окажется ниже средней по региону, то это будет очень действенным сигналом к совершенствованию технологии и организации производства. Иначе говоря, действие предлагаемого соотношения будет усиливать конкуренцию на рынках продукции и ресурсов.
2. Заинтересовать все социальные группы предприятия в разработке и внедрении новых технических и организационных решений. Это повысит роль и авторитет изобретателей и рационализаторов. Будет создана экономическая основа для того, чтобы доход каждого сотрудника и каждого подразделения предприятия зависел от эффективности производства.
3. Создать объективную основу для ведения тарифных переговоров на предприятиях. Представители администрации и трудового коллектива будут обязаны ориентироваться на региональные показатели инфляции и производительности труда. При этом обеспечивается объективный баланс интересов всех социальных групп предприятия: рост доходов рабочих, специалистов и руководителей оказывается в прямой зависимости от роста производительности труда.
4. Изменить роль профсоюзов и других представителей трудового коллектива. В условиях действия предлагаемого закона их деятельность должна быть направлена не только на защиту интересов трудящихся, но и на реализацию предложений, направленных на повышение производительности. Весьма вероятно, что на многих предприятиях современной России профсоюзы окажутся больше заинтересованы в росте производительности, чем собственники и топ-менеджеры. В целом предлагаемый закон создает правовую основу для конструктивного (а не декларативного, как сейчас) социального партнерства.
После принятия закона деятельность администрации и коллективов предприятий будет направлена на то, чтобы уровни производительности и оплаты труда были не ниже фактически сложившихся средних значений по соответствующей отрасли региона. Необходимость повышения заработной платы до уровня, соответствующего средней производительности труда в отрасли, заставит предприятия внедрять новые технологии, обеспечивающие снижение затрат материальных и энергетических ресурсов на единицу полезности продукции. Таким образом, новый закон будет стимулировать рост заработной платы рабочих и специалистов при снижении удельных затрат материальных и энергетических ресурсов.
Рассмотренный проект закона является основным в системе мер, направленных на повышение производительности и оплаты труда в результате освоения новых технологий. Кроме этого, целесообразно также принять "Закон о производственных советах предприятий". Такой закон уже более двух десятков лет применяется в ФРГ и обеспечивает конструктивное взаимодействие администрации и персонала предприятий. В условиях современной России важнейшей функцией производственных советов должна стать разработка и реализация планов повышения производительности труда.
Теоретические и методические основы предлагаемых решений изложены в монографии [6].
Библиографический список
1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010.
2. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.
3. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. - M., 2011.
4. Труд и занятость в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009.
5. Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 гг. [Текст]: докл. к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5-7 апр. 2011 г. / Г.В. Андрущак, А.Я. Бурдяк, В.Е. Гимпельсон и др.; рук. авт. колл. Е.Г. Ясин; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
6. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы. - М.: Норма, 2011.
Б.М. Генкин,
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой управления
трудовыми и социальными процессами Санкт-Петербургского
государственного инженерно-экономического университета,
Заслуженный деятель науки РФ
Д.Н. Десятко,
канд. экон. наук, начальник отдела качества образования
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доцент кафедры управления трудовыми и социальными процессами
"Нормирование и оплата труда в промышленности", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в промышленности"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15352 от 12 мая 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru