Пишите письма
В российском законодательстве довольно много ситуаций, прописанных не достаточно четко. Компания может пойти на риск и вести учет в соответствии с собственным пониманием нормативных актов или обратиться за разъяснениями к чиновникам. Ирина Голова выяснила у посетителей сайта Raschet.ru, как часто бухгалтеры пишут запросы в Минфин и ФНС, и какие ответы на них получают.
В чем толк?
Бухгалтеру не редко приходится ломать голову над решением сложной задачи, которая не прописана в законах. Импровизация в этом деле может обернуться доначислениями со стороны налоговых органов. Поэтому специалисты учета обращаются за помощью к консультантам и юристам. Однако они не могут дать 100-процентной гарантии правильной трактовки нормативных актов. Самым надежным способом выяснить мнение чиновников по тому или иному поводу являются письма в Минфин и ФНС. Посетители сайта Raschet.ru дали ответ, как часто они используют этот механизм разрешения сложных вопросов.
Выгодные трактовки
Вероника Шепелева, бухгалтер:
Существует решение ВАС, согласно которому фирмы могут руководствоваться разъяснениями чиновников, чтобы избежать проблем с налоговыми органами. Однако этот документ вызывает множество вопросов. Не ясно, как именно должна действовать компания? И какие существуют гарантии исполнения рядовыми инспекторами разъяснений вышестоящих чиновников, тех же специалистов Минфина. На практике ревизоры, которые приходят на проверку, самостоятельно решают, следовать ли им рекомендациям ведомства или нет.
Помимо этого мы можем наблюдать еще несколько шероховатостей, связанных с применением рекомендаций, полученных от чиновников, - так например НК обязывает налоговые органы применять в работе письменные разъяснения Минфина, причем любые, без всяких оговорок. Тем не менее, 5 лет назад ведомства договорились между собой, что ФНС будет руководствоваться лишь теми письмами министерства, которые оно направило непосредственно ей. А все прочие послания налоговики вольны использовать по собственному усмотрению. Вот и получается, что полагаться на эти новшества более чем неосмотрительно. Практика показывает, что инспекторы предпочитают пользоваться минфиновскими письмами в пользу бюджета, то есть в невыгодных для компаний трактовках.
Долгое ожидание
Нина Стукова, юрисконсульт:
Мне, как и Веронике, никогда не думалось, что можно обратиться письменно за разъяснениями в Минфин и ФНС. Наверное, потому, что по долгу службы я писала в другие государственные структуры и очень уставала от длительного ожидания ответа.
Поэтому теперь, если у меня возникает сложность, я лучше обращусь за помощью к интернет-источникам (сегодня на просторах сети можно найти ответы на все вопросы) или к знакомым коллегам, мнению которых доверяю. Однако не исключаю, что однажды напишу запрос в Минфин или ФНС, просто из любопытства, и посмотрим, что из этого получится.
Электронная переписка
Александра Садыкова, бухгалтер:
Не соглашусь с Ниной, что письма чиновникам идут долго и дождаться ответа практически невозможно. Буквально недавно опробовала отправку запроса через сайт ФНС. Было сомнение, что так мое послание скорее всего проигнорируют, все-таки бумажное письмо - это документ. Но нет, на электронную почту пришли разъяснения через пару недель. Видимо, налоговая служба пытается развивать электронные услуги и следит за соблюдением сроков. Хотя по закону у инспекторов было 30 дней, поэтому с задачей они справились даже раньше, чем этого требовалось.
О пользе таких ответов судить сложно. Все зависит от конкретной ситуации. Если инспектор действительно советует обратиться к нужным документам, полностью раскрывающим проблемную ситуацию - это замечательно, у бухгалтера больше нет головной боли. Но бывает, что случай из практики бухгалтера имеет множество нюансов, а фискалы, не вдаваясь с подробности, дают только общий ответ. Тогда пользы от такого письма никакой. Но в любом случае пробовать стоит. Усилий прикладывать практически не требуется, зашел на сайт и написал, а польза может быть огромной и выражаться в экономии компании на налогах.
Взять количеством
Денис Скрябин, юрист, Московская коллегия адвокатов "Князев и партнеры":
О популярности писем чиновников говорит статистика. В Министерство финансов в 2011 году поступило 4728 запросов от компаний, в том числе касающихся применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Почему же так много организаций использует этот метод получения разъяснений? Осуществляя налоговую оптимизацию, зачастую балансируешь на грани нарушения законодательства. Одним из видов минимизации рисков являются, как раз, запросы в Министерство финансов и в Федеральную налоговую службу для получения письменных рекомендаций о применении налогового законодательства. Подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК гласит, что выполнение организацией письменных разъяснений ведомства, данных непосредственно этой фирме либо неопределенному кругу лиц, признается обстоятельством, исключающим вину организации в совершении правонарушения. При этом санкции исключаются только в том случае, если данные чиновниками советы основаны на полной и достоверной информации, представленной предприятием. Таким образом, запрос необходимо писать подробно под каждую схему налоговой оптимизации: описывая структуру финансовых потоков предприятия, цепочку контрагентов и другие составляющие. Например, мной под каждый механизм экономии направляется от 4 писем в Минфин и в налоговую службу, что позволяет убедиться в их позиции и снизить налоговые риски.
Письма ведомств не являются нормативно-правовыми актам, они имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то есть не противоречат ему (Письмо Минфина от 02.11.2010 года N 03-03-06/1/684). Вместе с тем, в моей практике бывали случаи, когда Высший Арбитражный Суд РФ признавал неверными предписания финансового ведомства. В качестве примера можно привести позицию Минфина, согласно которой в случае начисления по договору поставщиком товаров санкций, таковые должны включаться им в налоговую базу по НДС (Письма Минфина России от 16.04.2009 г. N 03-07-11/107, от 6.03.2009 г. N 03-07-11/54). При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 5.02.2008 года N 11144/07, это мнение специалистов ведомства было ошибочным. Поэтому в работе нужно руководствоваться, прежде всего, нормами налогового права, которые подтверждены решением Высшего Арбитражного Суда РФ.
Принцип разделения
Виталий Сазанский, руководитель отдела налогового консультирования Консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП:
В использовании писем Минфина и ФНС следует учитывать несколько деталей. Так, в случае возникновения противоречий между разъяснениями, которые дают специалисты Финансового ведомства и налоговики, целесообразнее руководствоваться мнением Минфина.
Так как именно он имеет право давать рекомендации по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 34.2 НК). А в тех случаях, когда письма разных периодов противоречат одно другому, следует руководствоваться более поздним мнением чиновников.
Также нужно знать, что если компания использует в своей работе письма Минфина, это не освобождает ее от ответственности. Однако избежать наказания возможно при условии, что ответ чиновников был размещен в справочно-правовых системах или СМИ (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 г. N ВАС-4350/10, п. 56 письма ФНС РФ от 12.08.2011 г. N СА-4-7/13193@).
В тех случаях, когда специалисты Минфина в своих письмах неверно трактуют законодательство, применение их рекомендаций освобождает только от штрафов и пеней (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК). Сумму неуплаченного налога в результате исполнения ошибочных предписаний придется перечислить в бюджет в любом случае.
При налоговом консультировании клиентов наша компания иногда направляет запросы в Минфин, но только в случае отсутствия сложившейся арбитражной практики по спорному вопросу.
В налоговые органы, как правило, письма высылают по месту учета поставщика с целью усилить доказательства проявления клиентом должной осмотрительности и осторожности (Определение ВАС РФ от 01.12.2010 г. N ВАС-16124/10). В этом случае налогоплательщик пытается через ФНС выяснить именно те обстоятельства о контрагенте, которые, зачастую, решают исход дела в суде.
При этом, факт обращения компании в налоговую инспекцию для суда важнее факта получения ответа из госоргана. Поэтому в таких случаях письмо необходимо отправлять по почте, чтобы у фирмы остались документы, подтверждающие получение запроса инспекцией.
Тернистый путь
Елена Харитонова, генеральный директор АКК "ЭКФИ" (ЗАО):
Мы рекомендуем всем своим клиентам делать письменные запросы в Минфин РФ по спорным ситуациям, с тем, чтобы получить ответ, адресованный непосредственно организации. Хотя бывает, что в ответах содержится формулировка "неограниченному кругу лиц" (ст. 75 НК). Такие разъяснения имеют отношение ко всем налогоплательщикам, по применить ее конкретной компании будет сложнее, потому что мнение чиновников может не учесть всех нюансов работы фирмы. Поэтому надо пытаться получать "адресные" ответы. К сожалению, этот вопрос невозможно обсудить с инспекторами заранее.
Интересно, что в Регламенте Министерства Финансов (утвержден Приказом Минфина РФ N 45н от 23.03.2005 г.) в пункте 11.4 сказано следующее "В Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций". Пользуясь этим документом, чиновники довольно часто дают отказ в разъяснении конкретных сложных ситуаций.
Несмотря на все сложности и туманность разъяснений специалистов ведомств, отправлять запросы все же стоит. Это верный способ обезопасить компанию от претензий налоговиков и избежать доначислений и штрафов.
По писанному
Елизавета Стейтбекова, управляющая аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО":
Естественно, письма Минфина помогают в работе. Однако не стоит сразу же писать запрос, как только столкнулись со сложной ситуацией. Стоит помнить, что бесчисленное количество рекомендаций чиновники Минфина и ФНС уже написали для компаний. Поэтому проверьте, быть может, подобная ситуация уже была описана. Это сэкономит время вам и сотрудникам ведомств.
У писем, которые уже были написаны, есть только один недостаток, они содержат мнение, которое сложилось у чиновников при рассмотрении проблемы другой компании. Поэтому налоговики могут проявить невиданное упорство, доказывая несхожесть ситуаций.
Если у специалиста учета есть необходимость получить адресный ответ, можно детализировать ситуацию, описать те нюансы, которые делают вопрос уникальным, отличным от того, что было рассмотрено ранее.
Письма Минфина и ФНС в адрес компании хороши тем, что они могут прикрыть самые опасные операции фирмы и подтвердить правильность составления отчетности. Инспекторам крайне сложно спорить с компанией, которая защитила каждый свой спорный шаг мнением специалистов ведомств. Возможно, некоторые разъяснения ревизоры, посетившие организацию, не согласятся принять в расчет. Но они не способны проигнорировать все рекомендации чиновников.
И. Голова
"Расчет", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru